Уметь держать слово очень важно. Согласитесь, неприятно когда взрослый человек не выполняет обещанного? Поэтому многие родители задумываются о том, чтобы научить ребенка выполнять обещания. Но как это сделать? Самый распространенный способ — это брать с ребенка обещание и ждать, что он его выполнит. Это не самый лучший способ. Очень часто дети не держат слово. Давайте разберемся в причинах этого.
А всегда ли взрослые выполняют обещания?
Например папа обещал прийти домой пораньше с работы, но не пришел. Не выполнил обещание. Но папа уверен, что у него серьезные обстоятельства (задержал начальник сломалась машина и т.д.). Папа не считает, что нарушил обещание. А вот если ребенок не пришел с улицы вовремя, а пришел на час позже (хотел доиграть с ребятами в игру), то этот же папа ругает сына и повторяет ему, что он не умеет выполнять свои обещания. Нам взрослым видна разница между опозданием папы и опозданием сына. Взрослым дела детей кажутся наименее важными. А вот для ребенка его дела так же важны, как и дела папы.
С обещаниями, дорогие родители, нужно быть осторожными.
«Нет большего препятствия на пути к завоеванию доверия, чем нарушенное обещание», — заявляет психолог Рэдклиф. Обещая, мы вселяем в ребенка надежду. Обещанием, так же, можно назвать любое высказывание относящееся к будущему: «Сегодня на обед я приготовлю пирог» или «Я вернусь домой в 20 часов «. По факту, нам даже не нужно произносить слово „обещаю“, чтобы ребенок воспринял его как таковое. Когда вы сообщаете о каком-то предстоящем событии, ребенок считает это вашим обещанием. О ждет, что все случиться именно так как вы сказали.
Еще такой пример: Мама пообещала шестилетней Вике купить коляску для куклы. Пообещала и забыла. А Вика помнит. И просит коляску. Маме покупать уже не хочется, но обещала же… И вот мама, в какой-то момент „ловит“ Вику на том, что она не выполнила обещание: обещала не пачкаться на прогулке, а испачкалась. И тут мама говорит Вике: „Ты не выполнила своего обещания и я тоже не буду выполнять. Не куплю тебе коляску!“ Вот дак мама! Схитрила! Верно?
Ни при каких обстоятельствах, родители не должны изменять своему слову. Если ребенок выполнил условие, за которое ему была обещана награда, он должен получить ее несмотря на то, как он будет вести себя потом.
Нельзя обещать что-то ребенку, а потом не дать ему это, ибо в результате ребенок научиться лгать!
Например мама говорит сыну: „Ты сломал стул, поэтому гулять сегодня не пойдешь!“ На что сын отвечает:» Но ты же обещала отпустить меня если я сделаю утром все уроки». А мама в ответ: «Нет, дорогой, ты сломал стул и не заслуживаешь прогулки!»
В данной ситуации ребенок добросовестно сделал уроки и заслужил право пойти гулять, но потом провинился. Несправедливо было лишать его прогулки, ведь он выполнил условие мамы.
Дети все время что-то вытворяют, и, если бы каждая награда отменялась за плохое поведение, они никогда бы не видели плодов своего руда.
Мама могла бы ответить так: «Ты сломал стул и, сразу же после прогулки пойдешь спать!», так бы она нашла способ наказать ребенка, но не лишая его заранее обещанной награды.
Когда взрослый (родитель, педагог) берет с ребенка обещание (не кидать игрушки, хорошо учиться, не курить и т.д.), то это обещание — вербализация того, что взрослый хочет получить от ребенка. Вспомните, что написано в словаре Ожигова: Обещание — это добровольное обязательство сделать что-нибудь". В реальной жизни, обещание, в основном, формулируют взрослые: «Обещай, что больше не будешь…», «Пообещай, что сделаешь…». Ребенку остается только согласиться, он говорит — я «обещаю», «угу» или просто кивает головой.Здесь инициатива принадлежит взрослому, а не сам ребенок был инициатором дать обещание. Вот поэтому выполнять обещания ребенку непросто. Для него кивок головой («обещаю») — это просто способ прекратить родительскую нотацию, чтобы от него отстали.
Не нужно формулировать обещания за ребенка! К этому он должен прийти сам.
Почему ребенок не выполняет обещания?
1.Существует понятие «саморегуляции», когда человек сам регулирует свои эмоции. Ребенок не всегда может управлять своими чувствами. Сейчас, когда он пообещал, у него одна эмоция. Как только он входит в процесс, у него появляется уже другая эмоция: «хочу еще поиграть», «устал, не хочу убирать игрушки».
Мы говорим ему: «Но ты же обещал»… Но он еще не умеет управлять собой, переступать через себя, преодолевать усталость, желание еще поиграть. А когда вы ему скажете сделать то, что он обещал, он может даже заплакать. Это еще раз доказывает, что причина — это неумение управлять эмоциями.
Здесь нужно понимать причину. Успокоиться и реагировать на такие ситуации спокойно, сдержано и уравновешенно — не нужно стыдить ребенка, вызывать в нем чувство вины, обижаться и говорить, какой он плохой, чтобы не вызвать в нем комплексы.
2. Ребенок может просто забыть. Так бывает если обещание дается за просмотром мультиков или игрой. В такие моменты они пропускают слова мимо ушей и соглашаются лишь бы от них отстали.
3. Влияние друзей. Ребенку трудно устоять когда друзья покупают чипсы и жвачки. Хотя он вам и обещал не покупать, но глядя на друзей, сдержать слово не может.
4. Бывает и так, что давая обещание, ребенок может и не собираться его выполнять: оно лишь является возможностью отсрочить наказание или строгий выговор. С точки зрения его неокрепшей психики, избежать нежелательной ситуации любым способом гораздо полезнее, чем расшатывать свои нервы. Получается, что ребенок начинает лгать из опасений. А все потому, что родители не хотят услышать потребности своего чада.
5. В дошкольном возрасте появляется соподчинение мотивов. Что это значит? А то, что если у ребенка одновременно возникло несколько желаний, то он выберет наиболее привлекательное для себя решение ли занятие — а на остальное не хватит сил или времени. Возмущаться здесь нет причин. Ученые доказали, что способность делать выбор в пользу « отсроченной выгоды» проявляется с взрослением человека и достигает пика уже в пожилом возрасте, а вот дети выбирают только тот вариант, который может сразу доставить удовольствие.
6. Ребенок может дать обещание совершенно искренне, но до конца не понимая, чего от него хотят — и может просто не рассчитать свои силы. Ребенку нужно помочь на этапе выполнения обещания.
7. Ребенок не выполняет обещание потому что его ему навязали или заставили дать обещание. Например, ухаживать за домашним питомцем. Не каждый ребенок может взять на себя полную ответственность за животное, ведь ему нужно уделять много внимания.
8. Соответствие обещаний возрастным нормам. Задумайтесь, а по силам ли ребенку выполнить обещание, которое вы с него взяли? Трех летний мальчик моет совершенно искренне пообещать не забирать игрушку у годовалой сестренки. Однако, уже через несколько минут, он может нарушить свое обещание. При все при этом он искренне собирался выполнить свое обещание.
Поэтому, обещания у дошкольников следует брать осторожно, взвешивая его способность выполнить или не выполнить.
Как научить ребенка выполнять обещания? Советы родителям:
1). Будьте примером. Обязательно выполняйте свои обещания, даже самые незначительные, не забывайте! Дети это помнят. Вы не только подорвете свой авторитет, но и получите такое же отношение в свой адрес. Дети копируют вас.
2). Не требуйте дать слово, а лучше попросите его: « Я тебя прошу, не лезь в грязь, не лежи на снегу», «постарайся не забыть тетрадь» и т.д. Даже если ребенок обещает и старается выполнить, помешать ему могут обычные обстоятельства.
3). Попробуйте сонастроиться с ребенком: «Я понимаю, тебе очень хотелось доиграть в игру с ребятами, тебе было сложно остановиться, у меня тоже так бывает!» Дайте понять ребенку, что вы его понимаете.
4). Научите быть честным перед самим собой и давать обещания себе. Так он будет учиться ставить цели и достигать их. Вы же должны контролировать, напоминать и поощрять его поведение. Ребенку необходимо чувствовать важность и ответственность за данное слово.
5). Предложите ребенку помочь сдержать обещание. Скажите: « Давай, я поставлю перед тобой часы или будильник».
6). Не берите со школьника обещания касающиеся его отметок. Многие школьники дают себе и окружающим обещание учиться на они «пятерки», но эти обещания не так-то просто выполнить (вспомните про Витю Малеева из книги Николая Носова, который обещал хорошо учиться, всеми силами старался и даже статью в газету про это написал). Поэтому, начните с малого. Обсудите режим дня и отдыха, определите время для домашнего задания, время для возвращения домой, установите правила, которые школьник обязуется выполнять.
7). Берите с ребенка обещания когда он спокоен. Обещание, данное на эмоциях, скорее всего, не будет выполнено.
8). Уточните как ребенок понял задание: «Игрушки сталкивать не просто в кучу, а поставить на полочки для игрушек».
9). Лучше всего обучать ребенка через примеры других людей и его собственные. Хорошо читать художественную литературу. Обязательно, после прочтения, обсудите ситуацию. Хорошо ли поступил герой? Можно ли так поступать? Как нужно поступать?
Вывод: Из данной статьи следует, что сначала нужно разобраться в методах своего воспитания и особенностях детской психики. Ругать и наказывать ребенка в этом случае нельзя и противопоказано! Недовольство и гнев родителей вызовет у ребенка совсем не те реакции, что ждут родители, а наоборот — протест, отдаление, чувство вины — а это почва для развития комплексов.
Помните: ваша задача не наказать ребенка, а помочь выполнить обещание в следующий раз. И еще — обязательно хвалите ребенка за сдержанное обещание.
https://moskovskaya.site/samokontrol/kak-nauchit-rebenka-vypolnyat-obeshhaniya