Найти тему
Как помочь ребенку

Раннее обучение чтению

Так хочется, чтобы ребенок был самым умным, самым способным и развивался быстрее всех! Ведь каждый родитель хочет дать своему ребенку лучшее, верно?

И вот одна из самых популярных тем у молодых мам – это ранее развитие и раннее обучение детей чтению.

Сразу скажу, что "раннее" - это когда родители начинают учить чтению годовалого ребенка (а некоторые еще и до года). Имеет ли это смысл?

Всё должно быть в своё время. И как бы нам не хотелось ускорить какой-то из этапов развития ребёнка, делать это слишком рано всё равно не стоит.

Немного о том, как развивается мозг

За всё-всё, чему учится ребенок, за его развитие отвечает головной мозг.

Мозг развивается неравномерно, то есть не всё сразу. У него есть своя "программа". И в этой программе заложено, что разные структуры, которые отвечают за различные виды деятельности (функции, способности), созревают в разное время.

Чтобы ребенок был готов читать, нужно, чтобы созрели соответствующие чтению структуры мозга. Их много. Ведь для того, чтобы ребёнок учился читать, ему нужно очень много всего: определённый объём памяти, возможность удерживать внимание длительное время, развитая способность к абстракции (чтобы понимать, что такое «звук», «слово») и пр.

Эти структуры созревают до необходимого уровня не раньше 4-5 лет.

И вот именно когда «мозг созрел», занятия чтением с ребёнком принесут максимальный результат!

Почему от идеи раннего чтения лучше отказаться

Обучение чтению раньше этого возраста бессмысленно, и даже нежелательно по следующим причинам:

  • чтобы научиться читать, мозгу приходится использовать то, что у него есть. И нагрузка возлагается на структуры, которые предназначены для совершенно других целей. В результате, может страдать эмоциональная сфера ребёнка или его сон;
  • ребенок вынужден заниматься чтением, совершенно не понимая "для чего". Вы лишаете его главного - мотива. Привыкнув "делать, просто потому что надо", таким детям в дальнейшем будет сложно самостоятельно поставить себе задачу и достигнуть цели. В дальнейшем это может приводить к трудностям в обучении;
  • ведущая деятельность дошкольника - игровая. И это не бессмысленное занятие, а важная деятельность для развития мозга. Нагружая ребенка развивающими занятиями "за партой", вы лишаете его нормального развития эмоционального интеллекта, самоконтроля и многих других важных для обучения качеств;
  • в будущем, дети, которые научились читать даже в 6 лет, ничем не уступают тем, что начал обучение чтению в год;
  • и последний аргумент. Начав учить читать слишком рано, вы потратите 1-2 года. Когда как готовность мозга и изменение мотивационной сферы у ребенка 5 лет позволяет обучить его за несколько месяцев. Причем для него это становится интересным занятием! Экономия времени очень сомнительная.

Помните, что дети - индивидуальны

Стоит иметь в виду, что созревание в 4-5 лет не значит, что нужно начинать учить читать ровно в 4 года. Дети индивидуальны. Кто-то в 4 уже читает предложения, а кто-то начинает проявлять интерес к буквам только в 5,5 лет. Ничего страшного в этом нет.

И другая сторона - вышеперечисленное не относится к тем деткам, которые самостоятельно уже в 3 года проявляют повышенный интерес к буквам и так прямо и тянутся к букварю. В таком случае самим ребенком это воспринимается как увлечение, игра. И нет ничего плохого, если вы без напряжения и в удовольствие отвечаете на запрос самого ребенка.

Речь скорее о тех ситуациях, когда родители ставят перед собой цель во что бы то ни стало научить ребенка читать, в то время как он сам к этому не готов.

Если есть сомнения, Вы переживаете - обратитесь к нейропсихологу за консультацией.

Бесспорно, я осознаю реалии нашей системы образования. Она тоже часто "бежит впереди паровоза", то есть впереди созревания мозга. К сожалению, сейчас от дошкольников требуют знаний, не соответствующих их возрасту. С этим мы с Вами мало что можем поделать. Но, дорогие родители, не стоит спешить еще больше.