Кажется, что это ерунда, но в некоторых, пусть и редких, случаях это может сэкономить сотни тысяч рублей
Платить за услуги ЖКХ в России можно разными способами – в том числе, через единый платежный документ (ЕПД) или отдельно каждому поставщику услуги. Все зависит от региона и города, так что варианты бывают разные.
Если оплата проходит по ЕПД, там больших вопросов не возникает – достаточно отсканировать QR-код и подтвердить оплату (или ввести лицевой счет на сайте). В любом случае, это быстро и деньги попадут сразу по адресу.
Случай с оплатой каждому отдельному поставщику чуть более сложный – лицевые счета, скорее всего, будут разными, по электроэнергии, воде и газу нужно вводить показания счетчиков, и главное – период оплаты. То есть, за какой месяц производится оплата.
Согласно ЖК РФ оплачивать услуги нужно до 10 числа месяца, следующего за расчетным. Казалось бы, все ясно: оплату за февраль вносим до 10 марта, за март – до 10 апреля, и так далее.
Если платить, например, через ГИС ЖКХ, период оплаты подставляется автоматически:
При этом в поле «период оплаты» нет звездочки, это значит, что данное поле не является обязательным для заполнения. Но так ли это на самом деле?
И здесь все зависит от поставщика услуг. Мне в моем городе приходится платить 8 разным поставщикам (тепло, вода, газ, свет, квартира, капремонт, мусор, домофон). И у каждого поставщика своя форма для оплаты через приложение онлайн-банка: там есть форма ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, есть просто ММ.ГГГГ, есть только одна дата ДД.ММ.ГГГГ.
Где-то дата выбирается из календаря, где-то вписывается вручную, а один поставщик даже пишет в пояснении, что в любом месяце для них 30 дней. То есть, оплачивая за февраль, я буду писать 01.02.2020-30.02.2020. Полный бардак, в общем.
И все-таки, что будет если не указать период оплаты или указать неверный? Скорее всего, поставщик услуги спишет эти деньги в оплату имеющегося долга. В редких случаях могут позвонить абоненту и уточнить, что именно он имел в виду при оплате.
Все бы неплохо, но однажды этот порядок сыграл злую шутку с одной управляющей компанией. Дело было достаточно громким и дошло до суда.
Одна женщина иногда не платила УК – то есть, при начисленной к оплате сумме в 700 000 рублей она заплатила около 305 000 рублей. УК подает в суд в 2017 году и просит взыскать оставшиеся 400 тысяч рублей.
Суд, однако, учитывает, что срок исковой давности – 3 года, и с 2014 года сумма долга составила 400 тысяч рублей, из которых должница оплатила 305 тысяч. То есть, с нее взыскали около 100 тысяч.
Управляющая компания с этим не согласилась, и пошла в областной суд. Тот принял сторону УК и постановил: 305 тысяч рублей пошли в погашение долга, накопленного до 2014 года, а все что образовалось после – надо заплатить (400 тысяч рублей).
Женщине пришлось пойти в Верховный суд, который постановил: если в платежном документе нет даты по расчетному периоду, задолженность списывается за тот период, который указывает абонент. А если он ничего не указал – то списывается долг за те периоды, по которым не истек срок исковой давности.
То есть, в этом случае УК должна была на дату внесения каждой суммы посчитать сумму долга за последние 3 года, и начать списывать с конца.
А если бы женщина указала при оплате, например, в 2015 году, что платит именно за 2015 год, УК обязана была бы списать долг именно за этот период.
Звучит сложно, но вывод из этого простой: если нет долгов, то указывать расчетный период необязательно. Но если есть большие долги, то можно указать предыдущий расчетный период, тогда в будущем проблем будет меньше.