Выйдя по историческим камням (отполированные несколькими тысячелетиями плиты имеют даже собственный паспорт, удостоверяющий их древность), спускаясь, всё ниже, мы подошли к скромному входу.
Это был Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Правильное название – Храм Воскресения Христова. Построен он над теми местами, где вершилась библейская история.
Вход в Храм Гроба Господня
Крестный путь, место, где с мученика сорвали одежды и где стоял крест, на котором был распят Иисус, камень, что закрывал вход в пещеру с умершим, сам Гроб Господень (ложе), окно в третьем ярусе Ротонды, которое открывается для проникновения света в храм один раз в год, чтобы произошло чудо Схождения благодатного огня в Великую субботу перед православной Пасхой, кувуклия (маленькая купольная часовня 6/8 метров, розово-жёлтого мрамора - там и происходит чудо - в Ротонде Храма Воскресения Христова, где находится Гроб Господень), множество помещений для представительства разных национальных церквей, внутренние раскопки – всё это, как крышкой от маслёнки, закрыто стенами Храма Воскресения Христова.
Здесь с Иисуса сорвали одежды и стоял крест
В храме темновато, пахнет мёдом, фитилями опалённых свечей, ладаном. Странно, что внутри храма улицы, по которым под небом Иерусалима ходили столько веков люди до Рождества и после смерти Спасителя.
И сейчас ходят. Всё обойти и увидеть внутри него трудно: народу много, паломники, происходит движение монахов, сменяющих друг друга в молитвах.
Храм Гроба Господня: Огонь должен сначала опалить фитили свечей
Обойдя столько, на сколько хватило сил и, совершив всё, на что способна, устремилась к хранилищу Благодатного огня, который горит всегда, от Схождения до новой Пасхи: нужно опалить фитили и затушить их под чугунным колоколом, а потом освятить на камне, где сорвали с Него одежды или на самом Гробе.
Свечи нужно освятить
После этого свечи, освященные в Храме Гроба Господня, можно везти домой для себя и людей, и частица чуда пребудет с нами. В каждом пучке по 33 свечи (по количеству лет Христа). Сделала всё, как надо. От этого устала, не только душевно (видно, затратно пребывание в храме), но и физически.
Выйдя из храма, мы долго укладывали рюкзаки, пили воду, сидели на ступеньках, дожидаясь, когда придём в себя. Дождались и пошли восстанавливать силы. И кто бы мог догадаться? В арабский ресторанчик с выселками (то есть со столиками на улице). Народу было много на мостовой. Перспектива восстановления тихо поплыла.
И вдруг молчаливый серый попугай, сидевший на дверце собственной клетки на входе в помещение, скосил правый глаз в нашу сторону, щёлкнул клювом, почесал под крылом и приветливо сказал (как надо, в терцию): «Шолом!». Растерявшись, я вежливо ответила: «Шолом!» Он мотнул головой – заходи, мол. А я возьми да зайди.
В общем, в помещении было совсем не душно, пахло вкусной едой, традиционно висел портрет старшего родственника хозяина, который, собственно, и начинал этот бизнес, на стенах гобеленовые коврики с одногорбыми верблюдами. И мы были одни.
Внутри мы оказались одни. А потом, сытые и довольные тем, как складывается наша судьба, мы двинулись к Стене Плача. (Евреев пускали к стене Иерусалимского храма один раз в год – помолиться. От счастья и горя они плакали, молясь. Вот и название появилось).
Разговор с господом мы написали с вечера и теперь надеялись, что он прочтёт записки или наши мысли. Там всё очень достойно.
Шли мы, опускаясь и подымаясь по холмам старого города. И вдруг услышали звуки ударных инструментов, мужские голоса, какую-то восточную мелодию.
Хлебом мы закусили, осталось приникнуть к зрелищам (да, языческие времена не дают нам покоя!). Выставили уши – всё нам по дороге. Нужный маршрут вел к площади, где находится главная Синагога Израиля. Зафиксировали мощное сооружение в сознании и на флешке.
Главная Синагога Израиля
Племянник развернул нас и сказал: "А теперь читай!" Иврит я пропустила, а латиницей на кремовой стене очень большого дома была написана наша фамилия: «Wohl» ( в немецком точно так) и ещё другие буковки.
И я вспомнила, что предки с такой фамилией за каким-то чёртом уехали из Австрии. Часть оказалась в Российской Империи (дело было в первой половине ХIХ века) и поселилась в Белоруссии, в городе Могилёве, попав в черту оседлости, а другие подались поближе к земле обетованной.
Так вот, один из них и стал создателем археологического музея и центра изучения Торы в городе Иерусалиме.
Несколько обескураженные и взволнованные, мы не сразу вспомнили, что пошли на звуки музыки и голоса. Спустились вниз по ступеням и увидели бело-чёрную живописную группу взрослых мужчин и детей. Мужчины в белых одеждах. Не сразу заметили женщин, которые держались скромно. Это праздновался день рождения маленькой девочки.
Видно, что от шума и внимания дети несколько растеряны, а гордые папашки радуются больше деток, поют самозабвенно, лупят по барабанам, балдеют от счастья. Группа неуклонно двигалась в сторону Стены плача. Мы шли параллельно, невольно сопереживая радости и счастью еврейских отцов.