Найти в Дзене
Iron and Carbon

Стальные кони Вермахта, часть 2 – BMW

Из военного времени стоит выделить несколько мотоциклов марки BMW – это R12, R71 и R75, плотно конкурировавший с Zundapp KS 750. Это наиболее востребованные военной кастой агрегаты. Жутко популярной моделью был BMW R12, в период с 1935 по 1941 год его выпустили порядка 36 тыс. штук. Это был классический вариант со штампованной рамой, сухой вес 180 кг, двигатель 746 кубов, с 4 ступенчатой коробкой. Люлька была ведомой и как отмечалось бездорожье было не его темой, но по трассе он жёг. Версия была массовой и использовалась везде, 18 л.с. хватало, заводился в любое время от магнето, впускной коллектор подогревался выхлопными газами, гидравлические тормоза были надежны, колеса были взаимозаменяемы и на R12 впервые использовали телескопическую переднюю вилку. Эрнст Хенне на спортивной 12-ке установил мировой рекорд скорости в 279 км/ч, который продержался держался 14 лет. Как мы уже знаем на вехе разработки военного заказа у BMW произошел конфликт с Zundapp, который позднее вырос в жестко

BMW  R12
BMW R12

Из военного времени стоит выделить несколько мотоциклов марки BMW – это R12, R71 и R75, плотно конкурировавший с Zundapp KS 750. Это наиболее востребованные военной кастой агрегаты. Жутко популярной моделью был BMW R12, в период с 1935 по 1941 год его выпустили порядка 36 тыс. штук. Это был классический вариант со штампованной рамой, сухой вес 180 кг, двигатель 746 кубов, с 4 ступенчатой коробкой. Люлька была ведомой и как отмечалось бездорожье было не его темой, но по трассе он жёг. Версия была массовой и использовалась везде, 18 л.с. хватало, заводился в любое время от магнето, впускной коллектор подогревался выхлопными газами, гидравлические тормоза были надежны, колеса были взаимозаменяемы и на R12 впервые использовали телескопическую переднюю вилку. Эрнст Хенне на спортивной 12-ке установил мировой рекорд скорости в 279 км/ч, который продержался держался 14 лет.

BMW  R71
BMW R71

Как мы уже знаем на вехе разработки военного заказа у BMW произошел конфликт с Zundapp, который позднее вырос в жесткое спортивное соперничество, но нас сейчас интересует именно короткий военный период. BMW R71 это одна из 8 моделей прошедших испытания и принятых Вермахтом и она отличалась от модели R12. Рама 71 это отшлифованный трубчатый дуплекс, нижнеклапанный оппозитник на 22 лошади с хорошим крутящим моментом - успешно тянул коляску, передняя вилка была гидравлической, кардан на заднее колесо, каждый цилиндр был запитан от своего карбюратора Graetzin g24, низкая степень сжатия 5.5:1 позволяла заливать низкооктановый бензин (!), все колеса были взаимозаменяемыми, бак был на 14 литров (расход 4,5 на 100), скорость с люлькой 105 км/ч – все лишнее были отсечено, это была машина массового производства, но выпустили всего около 3500 штук.

BMW  R71 вид справа
BMW R71 вид справа

Мотоцикл хорошо шёл по бездорожью, мог тащить за собой прицеп, на люльку можно было закрепить любое оружие. Но Zundapp обошел BMW по очкам, хотя например гидравлическая вилка от бмв была совершенней рычажной вилки цундап.

BMW  R75 Sahara
BMW R75 Sahara

Пошел второй раунд соперничества за тендер Вермахта. Была создана модель R75, учитывая предписания 70% частей были идентичны KS750 и взаимозаменяемы. Алекс фон Фалькенхаузен с командой упорно искали оптимальные решения, но все эти решения имели свою высокую цену. По итогу 75 приняли с восторгом, всем было плевать на высокую цену изделию сопоставимую с легким джипом. R75 стал доминирующим мотоциклом немецких ВДВ, перевозился на подвеске Юнкерса и занял лидирующие позиции в африканском корпусе.

BMW R75 в полевых условиях
BMW R75 в полевых условиях

Всего выпустили 16 тыс. мотоциклов. Характеристики были схожими с конкурентами – 746 кубов и 26 л.с., система зажигания на магнето, с автоматической регулировкой угла зажигания, каленвал проходил через весь двигатель и на него насаживался генератор, проходимость была топовая – понижающий редуктор блокировался с КПП, что давало 8 передач вперед и 2 назад. Был необходимый дифференциал и привод колеса коляски, но сама фишка была в крутящем моменте, который позволял преодолевать почти любое бездорожье, тащить прицеп весом 450 кг, например миномет 81-мм s.Gr.W.34 или противотанковое 37 мм орудие PaK-35/36. На мотоциклах BMW R75 использовался подогрев пола коляски, система обогрева ног водителя теплым воздухом от двигателя и место для разогрева 2 банок тушенки.

Баловство на 75
Баловство на 75

Роммель был очень доволен BMW R75 и впоследствии почти весь мир знал 75 под маркой Sahara. У африканского и европейского вариантов были различия в воздушниках, европейский вариант комплектовали инерционно-масляным воздушным фильтром, расположенным на картере двигателя, в условиях пустыни его заменили на многослойный тканевый. Изначально аппарат красили в серый краской panzergrau RAL 7021, в армейских частях умельцы перекрашивали его в камуфляж. С февраля 43 года красили темно-желтой краской Wehrmacht Olive или Dunkelgelb RAL 8015. Потом было принято решение узаконить камуфляж и добавили оливо-зеленый Olive Gruen RAL 8008, были и временные зимние варианты белого цвета.

Экипировка мотовойск
Экипировка мотовойск

Отдельно о экипировке, которую мы обошли в первой статье. 12 октября 1934 года ввели указ НМ 34 Nr 85 по которому солдатам моторизированных частей выдавался плащ Kradmanter – прорезиненный двухслойник, защищавший от ветра и сырости. Полы можно было превратить в штаны, дополнением были очки, маска и краги.