Музыканты Queen смогли реализовать себя не только в группе, но и в сольном творчестве. Сегодня мы вспомним, как проходила запись первых альбомов Фредди Меркьюри, Брайана Мэя и Роджера Тейлора, с какими музыкантами они сотрудничали при этом, а также постараемся выяснить, к какому стилю (стилям) больше тяготеют их сольные пластинки.
Место и время записи альбомов.
Известно, что первым из музыкантов Queen начал записываться сольно Роджер Тейлор. В 1977 году вышел его первый сингл «I Wanna Testify», который является кавером к одноименной песне группы The Parliaments. Этот сингл остался незамеченным радиостанциями, что в итоге не позволило ему оказаться в чартах.
Полноценный альбом «Fun in Space» ударник Queen выпустил 6 апреля 1981 года под руководством EMI. Считается, что эту пластинку Роджер записывал в течение 6 недель в швейцарской студии звукозаписи. Альбом смог достичь 21 места в ежегодном хит-параде Великобритании.
В конце апреля 1983 года Брайан Мэй находился в Лос-Анджелесе, где решил объединить усилия с несколькими известными музыкантами, в результате чего появился небольшой альбом «Star Fleet Project». Основные треки были записаны в Record Plant Studios. В британском хит-параде мини-альбом остановился на 45 позиции.
Первым же большим опытом сольного творчества для Фредди Меркьюри стал альбом «Mr. Bad Guy», который записывался в Мюнхене с 1984 по 1985 год. Пластинка получила сдержанные отзывы критиков, что не помешало ей достичь 6 места в национальном чарте.
Исполнение музыки.
Для своего первого альбома Роджер Тейлор не только сочинил музыку, но и исполнил весь вокал и сыграл на всех инструментах, кроме части клавишных.
Перед записью «Star Fleet Project» Брайан Мэй пригласил гитариста Эдди Ван Халена, барабанщика Алана Гратцера и бас-гитариста Фила Чена присоединиться к его аранжировке на тему из фантастического телесериала Star Fleet, который очень любил его сын Джимми. Считается, что к заглавному треку «Star Fleet» бэк-вокал написал Роджер Тейлор.
Фредди Меркьюри во время записи своего сольного альбома также не стал прибегать к услугам участников Queen, а пригласил знакомых музыкантов: гитариста Пола Винсента, барабанщика Курта Крисса, басиста Стефана Виснета, а также Фреда Мандела, играющего на гитаре и клавишных. Как позже вспоминал Роджер Тейлор, посетивший мюнхенскую студию звукозаписи, работа Фредди над новой пластинкой шла гораздо медленнее, чем того требовали условия контракта исполнителя. Обычно артисты, занимающиеся сольным творчеством, привлекают к работе множество музыкантов и композиторов; у Фредди Меркьюри же все было иначе: он самостоятельно писал песни и сочинял для них музыку. «Когда я пишу песни, мне нужно закрыться ото всех и остаться наедине с самим собой. Чтобы сосредоточиться, мне необходимо одиночество. Когда я сочиняю песню, мне важно представлять ее целиком», - откровенно признавался композитор.
Стилистические особенности музыки.
«Название «Fun In Space» не означает, что его можно считать «сыном Флэша Гордона», — уточняет Роджер Тэйлор. — Во многом мой диск — ностальгический, он посвящен старым денькам, когда жизнь, может быть, была менее определенной. У меня есть книги и журналы по научной фантастике, которые я люблю иногда просматривать. Возможно, в космосе есть существа, наблюдающие за нами. Я вовсе не удивлюсь, если так окажется на самом деле».
Музыкант также добавляет, что запись сольной пластинки потребовала от него много сил и времени. «После сессии я очень сильно вымотался, поэтому некоторое время даже не мог выбрать подходящий сингл с альбома. У меня были вещи, которые не вписывались в общее направление Queen, но мне всегда хотелось их исполнить. Так я освободил свое внутренне напряжение и почувствовал себя удовлетворенным». Многие отмечают, что «Fun In Space» стилистически неоднороден; в альбом вошли композиции в жанрах психоделический рок, соул, прогрессивный рок, хард-рок и спэйс-рок. Но несмотря на разгромные рецензии критиков, пластинка была неплохо встречена публикой.
По признанию Брайана Мэя, проект «Star Fleet Project» получился спонтанно: «Честно говоря, я не мог даже предполагать, что буду играть с другими музыкантами, кроме Queen, настолько я был погружен в музыкальную материю группы. Я думал: «Что я за музыкант?» Я работал, как деталь большой машины, и, может быть, стал ее рабом… Эдуард и я прервали свои записи и начали вспоминать старые времена, когда Эрик Клэптон выступал с группой Джона Майолла. Мы сошлись в том, что их альбом «Beano» оказал на нас огромное влияние. Это классический альбом для каждого гитариста. «Blues Breaker», композиция на второй стороне альбома, — моя любимая. Она кажется скучноватой, затянутой, но, прослушав внимательно, я оценил ее… Это рок-блюз, со всеми характерными ошибками». Помимо «Star Fleet», в альбом вошли еще две композиции: «Let Me Out» и «Blues Breaker». «Let Me Out» считается старой песней Брайана, о которой он вспомнил на новой сессии. Во время её записи у Эдди Ван Халена порвалась струна, поэтому окончание песни он сыграл на пятиструнной гитаре.
Что можно сказать о первом сольном проекте Фредди Меркьюри? Кто-то считает альбом «слишком попсовым, с явным уклоном в танцевальную музыку». А для кого-то он просто подарил возможность услышать великолепную музыку Фредди Меркьюри, получить наслаждение от его творчества. И мы просто назовем альбом потрясающей феерией, музыкальным фейерверком чувств и настроений автора. «Если собрать все мои песни вместе, думаю, их всех можно объединить словом «эмоции». Они все о любви, эмоциях, чувствах. Все они о настроениях», - признавался композитор. Это с полным основанием можно применить и к большинству композиций его сольного альбома.
Позже Фредди рассказывал, что сольный альбом помог ему оценить музыку Queen, так как постоянная работа в группе лишала объективного взгляда на её творчество. Во многом это позволило музыкантам вдохнуть новую жизнь в будущие альбомы группы. Но не меньшую роль британский исполнитель придавал и музыкальным возможностям сольного творчества.
А как оцениваете эти альбомы вы?