Найти тему
Все будет хорошо!

Культ простоты. Что стоит за мировой модой на чердачно-сарайно-гаражную эстетику?

Оглавление

Дизайнеры становятся завсегдатаями городских свалок и блошиных рынков: в старом хламе они черпают идеи для трендов и присматривают артефакты.

Докризисный гламур – пережиток прошлого. Тенденция дня: будь проще, и к тебе потянутся люди. А вернее, подтянутся. Когда общество беднеет, в нем просыпается массовый вкус к первобытности.

Всё гениальное – просто.
Всё гениальное – просто.

Установка на нищету?

Стиль «clochard» («босяк», «бездомный», «нищий») – культурное явление нашего времени. Самое демократичное течение в уличной и интерьерной моде на вершине спроса обосновалось надолго. На новом витке мирового экономического кризиса отсылка к временам Великой депрессии актуальна как никогда. У популярности стиля трущоб американских предместий из 30-х годов прошлого века – экономические причины. Не от хорошей жизни лишившиеся работы люди стали в свое время обустраивать под бытовые нужды опустевшие цеха мануфактур и приспосабливать под жилье наспех сколоченные хибары за городской чертой.

Домашняя утварь времен Великой депрессии
Домашняя утварь времен Великой депрессии

И вот нам снова советуют не расстраиваться из-за плачущих по ремонту стен и давать вторую жизнь отслужившей свой срок утвари. Курс на секонд-хенд задают законодатели мод в текстильной, строительной и мебельной индустрии. На старых кирпичах и досках разбогател уже не один предприимчивый продавец.

Курс на сэконд-хэнд
Курс на сэконд-хэнд

Лидирующий на рынке товаров для дома популярный шведский брэнд известен также по части утилизационных инициатив. В дело идут все остатки производства, что снижает стоимость сырья, а вместе с ним и конечного продукта. Даже своих сотрудников компания одевает в униформу из продуктов переработки. Заказы она размещает под девизом: «Всё из ничего», а производство планирует по принципу циклической экономики, когда при запуске товара подразумевается его повторное использование.

Всё из ничего
Всё из ничего

В одной лишь Великобритании каждый год на свалку отправляется 36 миллионов единиц мебели, в то время как новой утвари продается 35 миллионов. На вторичный рынок оправляется лишь один из семи предметов домашнего обихода. А ведь всегда дешевле сделать новую вещь из готовых материалов, чем тратить ресурсы на их производство с нуля.

В понимании продвинутых производителей, выбрасывать старые вещи – неконструктивно. На повестке дня – экономия, переработка и сокращение потребления. Всё можно отремонтировать, чтобы снова использовать и даже на этом заработать. Такой подход открывает покупателям сопутствующие возможности для повторной продажи. Купив диван за 500 евро, через несколько лет владелец может вернуть половину его стоимости, продав вещь в магазине секонд-хенда. И сам же производитель ему в этом поможет: новаторский европейский брэнд объявил о создании вторичного рынка своих товаров. Вскоре появятся площадки для реализации бывших в употреблении фирменных изделий.

Выбрасывать – не конструктивно
Выбрасывать – не конструктивно

Что естественно – не безобразно

Радость дарит не то, что нас окружает, а то, как мы к нему относимся. Новые поступления на строительном и мебельном рынках последовательно культивируют восторг от «пещерного быта», смещая акценты с непродуктивного украшательства к практичной функциональности.

Что естественно – не безобразно
Что естественно – не безобразно

В современные представления о гармоничном интерьере отлично вписываются обветшавшая штукатурка и потертый кирпич, рассохшееся дерево и потрескавшийся бетон, облупившаяся краска и ржавый металл. Мы осознали, что можно получать удовольствие от наружной электропроводки и голых ламп, открытых труб и необработанного дерева. Сколько, оказывается, очарования в дешевой фанере и банальной жести, подержанном текстиле и бабушкиной керамике! Какой шарм в линялых шторах и выцветших коврах, потертой коже и винтажном рукоделии, пожелтевших газетах и старых плакатах, технологических деталях и допотопной механике… Всё больше людей задаются вопросом: как можно жить без рустикальной мебели и амбарных дверей, подвесных гамаков и прицепных кресел, спальных антресолей и деревянных стремянок, бревен и балок, решеток и баков, вёсел и лопастей, гаек и шестерёнок?

Триумф шебби шика
Триумф шебби шика

Триумф шебби шика научил нас терпимости к изношенным поверхностям и возвел «потрепанность временем» в культ. Тенденции дня – возвращение к крестьянскому уюту в шекерских традициях, стилю американских фермеров и новоанглийскому кантри. Их преимущества – натуральность и простота, а значит – и дешевизна. Интерес к «естественности» на наших глазах рождает дружественный союз села и города: популярные в 90-х годах интерьеры в стиле кантри становятся более брутальными за счет повального увлечения индустриальной эстетикой.

Шеккерский стиль – второе дыхание
Шеккерский стиль – второе дыхание

Нарисуем – будем жить

Сегодня уже мало кто помнит, что исторические парижские лофты когда-то были комнатами для обслуги, а назначение таких площадей в Америке, Германии и Англии изначально было сугубо техническим. Если в Америке жизнь новому стилю была дана в 30-40-х годах на Манхеттене, то в Европе родиной лофта считается Лондон. Причины появления «фабричного жилья» те же: экономический кризис. Особенно бурно такой тип недвижимости развивался во времена жестких реформ Маргарет Тэтчер. Самый известный лондонский лофт, деловой центр Canary WHARF, расшифровывается как «склад у воды» (warehouse at riverfront): в 80-х годах это были заброшенные складские помещения. Венский лофт Gasometer переоборудован из бывших газохранилищ, а пражскими лофт-апартаментами стали исторические пивоварни.

Тысячи закрывшихся предприятий – колоссальный задел для реконструкции заводских помещений под жилье в стиле лофт, симпатии к которому распространяются со скоростью эпидемии. В Москве, к примеру, заброшенные промзоны занимают 19 тысяч гектаров или около 20% территории!

Жизнь в бывшем цеху может быть комфортной
Жизнь в бывшем цеху может быть комфортной

Цех, место под крышей и даже голубятня – дословное значение слова loft. Но если в переводе с французского это – чердак, то с английского – пространство, а с немецкого – воздух. Эта градация и определяет феномен стиля, облюбованного творческой богемой. Лофт – это стиль жизни, свободной от стандартов и общепринятых стереотипов. Обустройство под жильё не предназначенного для жизни пространства дает простор для самовыражения и развития, гарантируя ощущение увлекающей фантазию динамики и незавершенности. Не удивительно, что индустриальный стиль порожден бедными, а оценен богатыми. Именно лофты стали самой дорогой недвижимостью в Старом и Новом Свете.

Но перспективность востребованного временем направления – в его универсальности. Возможность использования восстановленных материалов допускает минимальные финансовые вложения в преобразование интерьера, что делает его приемлемым для людей с разным уровнем достатка.

-10

Заключение

Спасибо за прочтение этой статьи. Если она вам понравилась — ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Всем пока!