В Сирии бои не прекращаются. На ряде участков они приобрели позиционный характер, накал их немного ослаб.
Вероятность того, что турки решатся начать масштабное наступление, чтобы «открутить» ситуацию назад, снижается с каждым днём.
Хотя Эрдогану и нужна «маленькая победоносная кампания», на военную авантюру он пойти не готов-слишком высоки риски и издержки.
Позиции на поле боя и за столом переговоров
Накануне саммита по Сирии 5 марта с участием Путина, Эрдогана, Меркель и Макрона, который анонсировал Эрдоган, нагнетать страсти ни одна из сторон не будет. Разве что попытается чуток улучшить свое расположение, чтобы усилить переговорные позиции.
На саммите не будет такого заметного игрока, как Иран. Он всячески пытается вернуть стороны к «Астанинскому формату», где может артикулировать свои пожелания. Впрочем, остальным участникам встречи они известны.
Можно предположить, что к предстоящей встрече четверки Россия и Турция сумеют в общем согласовать свои позиции. Лидеры Германии и Франции лишь помогут зафиксировать достигнутые договоренности.
Очевидно, что туркам не удалось вовлечь в свою сирийскую операцию ни НАТО, ни США. Они прохладно и настороженно отнеслись ко всем попыткам Эрдогана получить какую либо реальную помощь и содействие. Ну не хотят европейцы с американцами таскать каштаны из огня для турецкого лидера!
Штаты ограничились символической поддержкой: сняли персональные санкции с четверки турецких министров, приостановили уголовное дело против турецкого "Halkbank". Сегодня им не до Сирии, своих забот хватает: на носу выборы, Трамп обещает больше не лезть в разборки и завершить "бессмысленные войны на Ближнем Востоке".
Контуры мира
Глядя на сегодняшнее положение сторон, можно попытаться представить контуры будущего соглашения и территориального размежевания.
Взамен жидкой цепочки наблюдательных пунктов турецкие войска создали новый полноценный оборонительный рубеж на северо-западе Сирии. Штурмовать его правительственные сирийские войска не станут.
«Линия Эрдогана» начинается севернее трассы М4 "Латакия-Алеппо" и тянется параллельно трассе М5 практически до северных рубежей провинции Идлиб. Там она смыкается с регионом Африн, оккупированным Турцией ещё 2 года назад.
Силы за ней сосредоточены серьезные: 8-10 тысяч солдат, более 7 тысяч единиц бронетехники- танки, бронемашины, БМП, самоходные гаубицы, РСЗО. Все это прикрывает ПВО армейского уровня.
При том что южнее трассы М4 турецких войск практически нет.
Так что взятие сирийскими войсками под полный и безоговорочный контроль этой дороги, соединяющей Алеппо с прибережными регионами Латакии, вопрос времени.
Плюс совместное патрулирование трассы М5, что уже предлагалось Эрдогану.
Возможно, мы забегаем вперёд и на предстоящем саммите не удастся решить все вопросы по разделу зон влияния.
Не будем забывать про Иран, которые настаивает на разоружении турками самых оголтелых отрядов джихадистов. Пойти на это Эрдогану придётся, сил у него в зоне деэскалации теперь достаточно.
Единственная его проблема— как подать такие уступки в Сирии турецкому народу. Ведь ждали другого— побед и успехов... И это на фоне неудач в Ливии, откуда также идут гробы и неутешительные вести.
Так что до конца февраля и начала саммита Эрдоган может ещё решиться на какие-то действия.