Фильм «Паразиты» вполне можно было бы назвать «Омерзительная четверка», настолько неприятна семья, которая стоит в центре повествования. Отец, мать, сын и дочь одинаково лишены моральных принципов, у них нет понятия о чести, они готовы совершить почти любую гадость, чтобы получить личную выгоду, и напоминают бесхребетных слизняков, временами становящихся агрессивными.
С одной стороны, они все безработные, с трудом сводядящие концы с концами, но с другой, это не оправдывает тех гнусностей, которые они делают.
Выжить водителя и экономку с работы у богатых Паков было с их стороны очень некрасиво. Методы, которые при этом применялись, вызывают чувство брезгливости. Возникает желание, чтобы они понесли наказание за это в будущем.
Все члены семейки выглядят такими хищниками и мошенниками, что остается только пожалеть их работодателей. Если бы у паразитов было побольше времени пожить в богатом доме, то они моглы бы и деньги со счетов у хозяев своровать, настолько лихо их дочь выведывает секреты и подделывет документы.
То, что творят паразиты, грубо попирает все нормы морали, но, одновременно, вызывает чувство неправдоподобности. Если они такие ловкие пройдохи и мошенники, то почему до сих пор не разбогатели, а живут в убогом полуподвале, пропитанном запахами канализации?
С такими криминальными способностями они должны были бы уже давно купаться в роскоши или сесть в тюрьму. Их слаженность напоминает банду грабителей банка из плутовских историй, но там персонажи имеют опеделенный опыт и подготовку за плечами, а здесь всего лишь семья.
С осознанием этого перестаешь воспринимать фильм слишком сеьезно и начинаешь понимать, что это трагикомедия, в которой много фарса. Слишком умные мошенники - и чрезмерно доверчивые богатеи, нанявшие их на работу. Слишком покорные прежний водитель и старая экономка, которых они выжили. Многие ситуации отдают откровенной искусственностью, как воняющие пластмассой дешевые китайские изделия. И чем дальше, тем этой искусственности больше.
Фильм получил Оскар незаслуженно. Игра актеров вялая и невыразительная. Входная полоса отчуждения (пока зритель не привыкает к персонажам) слишком длинная и занимает третью часть картины. Только с момента обнаружения сидельца в подвале смотреть становится интересно, а до тех пор не покидает ощущение, что наблюдаешь за клубком слизняков.
Поначалу кажется, что у фильма оригинальный сюжет, но потом становится ясно, что основные поворотные пункты притянуты за волосы друг к другу, и от этого он теряет правдоподобие. Сценарист изнасиловал сюжет, а режиссер усилил этот эффект.
Мотивация персонажей тоже хроиает. У главы паразитической семьи не было веских оснований убивать работодателя Пака. Классовая ненависть, которая внезапно взорвалась в нем, работает не так. Кроме того, его раненной дочери с артериальным кровотечением уже было не помочь. Не мог же Пак тащить ее в таком состоянии в машину, это только ускорило бы ее конец. В подобных случаях накладывают жгут и ждут «скорую», но здесь ранение пришлось в грудь и жгут не помог бы. Вряд ли и «скорая» довезла бы ее живой до болльницы.
У мужа старой экономки тоже не было достаточных причин убивать учительницу рисования. Его жену столкнула с лестницы новая экономка, так что месть пришлась не по адресу.
Но учителя английского он ранил обоснованно. Тот пришел в подвал, чтобы убивать, но облажался. А когда собираешься убить другого надо быть готовым к тому, что он убъет тебя. Именно это и произошло, учитель английского получил по голове тем самым камнем, которым намеревался порешить старую экономку и ее мужа.
Жалко только Пака. Вся его вина состояла лишь в том, что он дал работу этой пахнущей канализацией семейке. Пак платит деньги и вправе ожидать, что нанятый им персонал будет себя вести с должным уважением к хозяину, а не проявлять панибратство. Шофер же грешил этим постоянно, как и новая экономка. Учительница рисования была заносчивой, а учитель английского, хоть и соблюдал субординацию, но оказался неприятным малым, копающимся в дневниках ученицы.
В итоге все они получили по заслугам, но наказание распределилось неравномерно. Папаша сумел отсрочить кару, но его поимка только вопрос времени, когда-нибудь он проколется, будет пойман и повешен. Никаким мечтам сына о покупке дома сбыться не суждено.
Критики пишут, что папашу возмутил момент, гогда Пак, доставая ключи из-под тела мужа старой экономки, непроизвольно зажал нос от его неприятного запаха. Ну а каким еще может быть запах от человека, который просидел 4 года в подвале? Воняли не только новые слуги, но и старые.
Паразитов тут шестеро - четверо из одной семьи и двое из другой. Но если новые слуги до самой финальной сцены не сделали Пакам ничего плохого, то муж старой экономки, пробираясь к холодильнику за едой, до полусмерти напугал малолетнего сына Пака, в результате чего тот стал больным. Старые паразиты тоже пытались решить свои прболемы за счет Паков, они нисколько не лучше тех, которые пришли им на смену.
После этого фильма хочется вымыть руки. Здесь нет положительного героя, с которым зритель мог бы себя отождествить или которому мог бы посочувствовать.
Но главный недостаток картины в том, что зло не понесло наказания. Новая экономка и учитель английского отделались условными сроками, чего для них явно недостаточно, особенно для учителя, поскольку он и заварил всю эту кашу. А папаша-убийца остался на свободе, хотя эта свобода и не намного лучше тюрьмы.
Возможно такой финал объясняется тем, что на Востоке и на Западе действуют разные подходы к морали. Во всяком случае, складывается именно такое впечатление. У нас она христианская, согласно Заповедям, и не позволяет делать такие вещи.
Спасибо за внимание! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал.
Видео здесь