Найти в Дзене

Николай Неврев. Сатира или мистика?

Николай Неврев «Протодиакон, провозглашающий многолетие на купеческих именинах», 1866 год.

Эту картину принято считать сатирой, но современники восприняли её как веселую жанровую сценку. И ведь действительно на картине большинству людей весело и хорошо и там ничего предосудительного по тем временам не происходит. Приглашение на именины или день рождения диакона, чтобы тот за угощение возгласил имениннику “Многая лета”, было обычной практикой, особенно в купеческих семьях.

Есть прекрасное описание подобного эпизода писателя Ивана Шмелева в его романе “Лето Господне”.

“Протодиакон разгорелся превыше меры, но так показал себя, что в передней шуба упала с вешалки. Как довел до… «…мно-гая лет-та-а-а-а…» – приостановился, выкатил кровью налитые глаза, страшные-страшные… хлебнул воздуху, словно ковшом черпнул, выпятил грудь, горой-животом надулся… – все так и замерли, будто и страх, и радость, что-то вот-вот случится… а официант старичок ложечки уронил с подноса.”

Но...это же русская живопись, у нас просто так жанровые сценки не рисуются. И сам Неврев был очень непростым человеком. Картины он рисовал в основном невесёлые, а закончил жизнь самоубийством.

Среди общего веселья выделяется необычный эпизод. У стены, позади диакона, под портретом именинника, стоит очень странная старуха с темным сморщенным лицом и не менее странным плачущим ребенком на руках. Она зло и недовольно указывает на дьякона. Спорящая с ней купчиха у самовара явно испугана. А над ними почти живой портрет самого именинника смотрит на священнослужителя с нескрываемой иронией.

Можно предположить, что Неврев просто не захотел прорисовывать старуху с ребенком и поэтому создается такой странный эффект, но в других картинах неаккуратности за ним не наблюдается...

Вот так. Начал за здравие, а закончил, неожиданно, за упокой.

Илья Хаськович @ihaskovitch