Когда меня пригласили на работу с детьми в детский центр по системе Монтессори, я обрадовалась. Не потому, что хотела работать и изучать эту методику обучения, а лишь потому, что мне нужна была работа.
У меня есть свой ребенок и на тот момент ему было всего три года и мне предстояло отдать его в обычный детский сад для того, чтобы можно было самой выйти на работу. Все так и сложилось, позднее я объясню для чего эта информация нужна.
В общем мой ребенок идет в обычный детский сад, а я иду работать в детский сад по системе Монтессори.
На собеседовании мне рассказали, что это за система и как она работает. Разумеется, я кивала головой и говорила, что пришла за опытом, так как есть свой сын с которым хотелось бы найти общий язык.
Мой будущий руководитель рассказывала довольно подробно о том, как работала Мария Монтессори с детьми с ограниченными способностями и как она по мере наблюдений разрабатывала материалы для детей.
Сегодня, это одна из обязанностей гида (то есть учителя, который показывает как работать с материалами, сопровождает детей в течении всего рабочего дня и разговаривает с ними на родном языке, в нашем случае на русском).
Многие из педагогов отвергают эту обязанность, давая самые разные объяснения, но лично мой опыт показал, что это весьма необходимая задача, которая плодотворно влияет не только на развитие детей, но и на профессиональную компетентность гида.
Кроме гида в классе присутствуют также учитель иностранного языка (в нашем случае английского) и еще один человек, который отвечает за определенную зону в школе или лицо, исполняющее роль няни и отвечающее в частности за гигиену малышей (смена подгузников), чистоту помещений и материалов.
Немного о литературе Монтессори
Мне было предложено прочесть несколько книг об этой системе. Первой из них была «Впитывающий разум» которую, как оказалось, не так то просто и найти.
Мария Монтессори утверждала, что дети обучаются непроизвольно, с помощью открытий и впечатлений, которые поступают в их сознание в результате повседневной жизнедеятельности, тогда как взрослые постигают новые знания посредством сознательного обучения. Отсюда и название книги.
Литература Марии Монтессори довольно сложная и невероятно интересная.
Вернувшись домой после собеседования, я обдумывала каждое слово, которое услышала от своего будущего руководителя. Еще пару часов назад, я шла туда скептически настроенная для того, чтобы просто получить рабочее место. А после, глубоко размышляя над техникой развития детей по данной системе, я поняла, что мне стало это интересно. Мое спящее любопытство проснулось благодаря тому, что Мария Монтессори была не только сторонницей научного мира, но и во второй половине своей карьеры она углубились в философию, а предмет философии меня интересовал с самого детства и поэтому я плавно пришла к мысли, что такое переплетение науки и духовного развития через созерцание детской деятельности откроет для меня много нового и интересного, что в свою очередь, я также смогу применить в воспитании собственного сына. Двойной плюс.
Жизнь в Индии оказала дополнительное влияние на всю систему, которую Мария Монтессори разработала и в дальнейшем она пропитала ее мудростью, что в свою очередь сделало ее совершенной и сбалансированной.
Монтессори материалы (их не принято называть игрушками, ибо у игрушек довольно ограниченный функционал) довольно дорогие и их можно заказать лишь из специальных источников, где их изготавливают исключительно из природного и безопасного сырья. Мне предстояло встретиться с детьми, с детьми Марии Монтессори. Я их называю так, потому, что они действительно сильно отличаются от детей, которых воспитывают в обычных гос учреждениях.
Мне стало очень интересно, насколько работает эта система.
Возрастные группы
Также, на собеседовании мне объяснили, что детей разделяют не на классы как в школах, а на возрастные группы. Так группа “Nido”(гнездо) посещается беременными, где их знакомят со средой, материалами, методикой и производятся попытки синхронизации в будущем воспитании, поскольку дать ребенку возможность делать все самостоятельно на ранних этапах жизни это прежде всего задача для родителей и как показывает практика, не самая простая.
Известно что вода – это надежный хранитель и передатчик информации и поэтому плод, находящийся в утробе матери способен принимать информацию уже на первых порах своего существования.
Далее возрастная группа “Toddler” (toddler– ребенок, начинающий ходить)-это группа, которую посещают дети от 1 до 3 лет, у детей в этом возрасте появляются первые навыки речи, держания ложки, передвижения предметов и прочие.
Далее следует группа 3-6, куда в свободную работу включены школьные дисциплины, такие как история, математика, география, естествознание и другие предметы.
Есть группы и с более высокой возрастной планкой, но я хочу поделиться своим личным опытом (а работала я только с тоддлерами) и поэтому углубляться в подробности самой системы не стану.
День наблюдения был назначен и я была готова.