Найти в Дзене
Притамбовье

Телетайпист на связи. О самом «секретном» отделе тамбовской областной газеты

Оглавление
Фото: Юлия Новикова
Фото: Юлия Новикова

В середине 1990-х исчезла профессия телетайписта. Надежда Чижова рассказала, почему её кабинет каждый день опечатывали, а людям этой специальности запрещалось фотографироваться на рабочем месте. Мы продолжаем цикл материалов об исчезнувших профессиях.

Необходимость в телетайпистах была в Советском Союзе повсеместно. Главные газеты страны получали для опубликования самые разные сообщения из ИТАР-ТАСС, а также срочные - в основном партийные - доклады об итогах съездов и пленумов коммунистической партии. В нашей области таким изданием была «Тамбовская правда».

Принимали сообщения на телетайп - электромеханическую печатную машину. Аппарат использовался для передачи текстов между двумя абонентами по простейшему электрическому каналу. Принцип работы на машинке - несложный, обучиться основным функциям можно было в течение дня.

Все полученные сообщения из ИТАР-ТАСС телетайпист обрабатывал (заносил в специальный журнал) и передавал ответственному секретарю «Тамбовской правды» Евгению Перекальскому. Распространяться о прочитанном - запрещалось. Даже внутри редакции не все знали, о чём говорилось в срочном сообщении. Узнавали исключительно после опубликования материала.

«Молния» из Москвы

Перед началом работы телетайписты должны были оповестить столичную смену: «Москва, доброе утро! Тамбов на связи. К работе готовы. Смена Чижовой». А с другого телетайпа присылали ответ: «Тамбов, доброе утро! Вас видим. Всё хорошо». Сообщения приходили на специальную ленту-бабину.

- К каждому материалу шла пометка: «для краевых и областных газет» или «для районных и молодёжных газет». Важный текст дублировали. Для этого лента шла через копировальную бумагу, - рассказывает Надежда Алексеевна.

Работали в отделе по сменам: с восьми утра до трёх дня и с трёх до девяти вечера. Иногда задерживались до полуночи. Обязательно работали в праздники, так как шла информация о парадах и демонстрациях. Коллегой Надежды Чижовой была Елизавета Ступникова.

Кабинет телетайпной был двойным - кабинет в кабинете - аппараты стояли в отдельной комнате, скрытые от глаз посетителей. Заходить туда могли только редактор, первый заместитель и ответственный секретарь.

Работали всегда два телетайпа, ещё два - на случай неполадки. Если по каким-то причинам канал связи барахлил, телетайп переключали на другой канал. Перенастраиваться надо было крайне быстро: в любой момент из Москвы могла прийти «молния». А перебои со связью случались часто. Иногда вместо текста получали набор цифр или иероглифы. «Прошу повтор. Материал не получили» - сообщали об ошибке тамбовские телетайписты другому абоненту. Если связаться не удавалось, звонили по телефону.

С пометкой «обратите внимание»

Время - очень важный ресурс в работе телетайписта. Срочные сообщения из Москвы приходили с предварительной пометкой:

- «Просим приготовиться! Ожидается секретный материал!». За несколько минут меняли ленту-бабину, проверяли и налаживали каналы связи. С такой пометкой, к примеру, получали материал о руководстве страны, а только за пятилетку оно сменилось несколько раз, - вспоминает сотрудник «Тамбовской правды».

За более чем десять лет работы Надежда Чижова захватила много событий. Ветеран труда говорит, что она - одна из первых в области и первая в редакции, кто узнавал главные политические новости страны: - Помню, как в 1982 году скончался первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. А ещё приходило много сообщений об аннулировании прежних версий материала. Часто поступала фраза: «Обратите внимание! Материал будет передан в новой редакции!». Не забуду апрель 1986 года. В Тамбове ещё не знали о случившейся трагедии - на Чернобыльской АЭС произошла авария, ставшая крупнейшей катастрофой в истории атомной энергетики.

Отдел телетайпа - словно «секретный» отдел. Он всегда закрывался на ключ, даже когда работницы выходили из него на несколько минут, и опечатывался, когда в конце работы шли домой.

Связь с ИТАР-ТАСС прекратилась в 1995 году. Профессия телетайписта исчезла тогда же. Необходимость в телетайпах отпала из-за внедрения в работу компьютеров.

Учётчик писем

Профессию телетайписта Надежда Чижова сменила на учётчика писем. Сегодня это тоже ушедшая в прошлое специальность.

- В каждом крупном газетном издании существовал отдел писем и обращений граждан. Люди часто писали и приезжали в редакцию. Считали, что корреспонденты обладают определёнными возможностями и могут разрешить любую проблему, - добавляет Надежда Алексеевна.

В месяц учётчик получал, прочитывал и регистрировал больше двух тысяч писем. Анонс писем и обращений регистрировался в специальную базу - на карточки. Редактор знакомился с письмом по анонсу, а затем решал, как с ним поступить.

Некоторые письма полностью публиковались, другие - частично упоминались в обзоре писем. Часто письма направлялись в конкретные учреждения для принятия мер с сопроводительной запиской от редакции, которую готовил учётчик. В течение месяца газета получала ответ с разъяснением по заявленному в письме вопросу. Любое движение письма отмечалось в карточке, и когда требовалось, всегда можно было узнать о его судьбе.

- Информацию из ИТАР-ТАСС получали в Тамбове только мы и обком партии. Помимо политических сообщений, приходила разнообразная информация о событиях в нашей стране, новости со всего мира и даже развлекательная. Книги не надо было читать, на работе было интереснее, - Надежда Чижова, телетайпист.

Елена Гридчина

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»