Найти тему

Добрый простак Данила Багров в фильме А. Балабанова "Брат". Хитрый расчёт режиссёра

В известном фильме А. Балабанова "Брат" (1997) зрители видят достаточно оригинального главного героя.

Наёмный ликвидатор Данила Банров (С. Бодров) обладает особыми чертами личности, которые делают его привлекательным.

Именно особое сочетание этих черт и сделала фильм таким популярным.

Кто же такой Данила Багров? Прежде всего, простодушный малый. Главным персонажем могли бы сделать обыкновенного злого бандита, но сделали не обыкновенного и не злого.

Данила - открытый и общительный, искренний и добрый, во многом наивный, не лицемерный и не лживый.

кадры из фильма "Брат"
кадры из фильма "Брат"

Замысел

Фильмом "Брат" режиссёр Балабанов угодил различным слоям населения, как говорится, и нашим, и вашим.

Малообразованные россияне увидели в Багрове свойского парня, с понятной и простой мотивацией. Поборники справедливости с удовлетворением увидели наказание преступников.

Поклонники группы "Наутилус" с радостью отметили общность интересов.

— А чо за песня-то была?
— Крылья… Наутилуса…

Националисты также получили реверанс в свою сторону.

— Немец.
— А-а. А то я евреев как-то не очень…
— Не брат ты мне, гнида черно....я.

Режиссер говорит зрителям: "Вот вам, посмотрите, какого героя дарю. Смотрите, какой он интересный, с открытой душой. Правда, ещё работает по найму в весьма незаконной области деятельности... Но ведь на это не стоит обращать особого внимания. Вы же не будете слишком строго судить такой классный фильм, с таким героем?!".

Зрители и не судили строго. Фильм "Брат" посмотрели десятки миллионов человек, а некий журнал "Афиша" включил его в число 100 лучших русских фильмов.

Будь фильм таким же, но Багров - злобным садистом, посмотрело бы раз в 19-20 меньше народу.

Это дало возможность снять "Брат 2". А потом и прочие жмурки. На российском кинематографе появился новый яркий отпечаток, режиссер Балабанов исполнил свою желание войти в историю отечественного кино.

Отмщение

Данила Багров - борец за справедливость. Он помог контроллеру в трамвае. Обезвредил рэкетира на рынке, спасая торговца. Спас заложника в квартире, когда "коллеги" уже собирались лишить того жизни.

— Тебя как звать-то?
— Степан…
— Ты, Степан не бойся, мы тебя не тронем. Ты только сиди тихо и не дёргайся…
— Тебя здесь пальцем никто не тронет, я тебе отвечаю. Ты сиди тихо, мы одного товарища подождем, поговорим с ним и тебя сразу отпустим.

А в конце фильма спас своего брата, да ещё и простил его за предательство.

- Не стреляй, брат. Пожалуйста, не стреляй.
- Ты что, брат? Вставай давай. Ты же мне вместо отца был.
кадры из фильма "Брат"
кадры из фильма "Брат"

Простодушный каратель похож по своей мотивации на пенсионера Ивана Афонина из фильма "Ворошиловский стрелок" (1998). Зло заявило о себе? Моментальный самосуд.

Балабанов в этом фильме обратился к древнему архетипу супергероя. Поборник справедливости спасает слабых и разбирается со всеми бандитами и хулиганами.

При этом Данила держит свое слово - например, не убивает одного из подручных криминального босса Круглого.

кадры из фильма "Брат"
кадры из фильма "Брат"

Бескорыстие и щедрость

Багров раздаёт деньги чуть ли не всем знакомым. Часть отдает брату. Оставляет деньги на лечение мужа Светы, которого только что подстрелил из ружья.

Деньги есть? На лечение... А то - вон ведь как.

Предлагает и немцу Гофману (хоть и безуспешно). Оставляет пачку долларов и наркоманке Кэт (хотя та незадолго до этого обокрала его).

Это тоже важная черта образа. Балабанов лишний раз подчёркивает необычность своего героя, его не-привязанность к материальным благам в духе античных философов.

кадры из фильма "Брат"
кадры из фильма "Брат"

Возможные возражения

Сразу отметим что "простак" - не значит "простофиля". Хотя порой Данила и проявляет беспечность и наивность (когда его обкрадывает Кэт), он весьма расчетлив и сообразителен.

"Простота и искренность Данилы Багрова?! Кровавого убийцы?! Ну, вы, блин, даёте, как можно такое утверждать?" - скажет иной читатель.

Но этим и взял Балабанов, в этом и был расчёт.

Совместить в образе персонажа то, что считается несовместимым. "Как это - наёмный к....р, но при этом добрый, не ожесточившийся?" - удивляются зрители, и волей-неволей ощущают симпатию к персонажу.

А многие мысли у Багрова действительно очень простые, он говорил именно то, что думал.

- Я вообще-то режиссёров не очень люблю…

Один комментатор отозвался весьма скептически :

"У Данилы Багрова была простота, тут не поспоришь, и искренность тоже через край просто пёрла. Мог подойти в укуренном виде к французу и сказать -"А музыка ваша - г..но". Чисто искренне и от души. И глаза такие искренние и простые".

Но ведь это не единственный пример. Будь это единственным проявлением искренности Багрова, фильм вряд ли бы стал популярным.

Балабанов хитро расставил акценты, а то потом бы не дали снять чернуху вроде "Жмурки" и "Груз 200".

Но успех "Брата" позволил снять эти фильмы, уже не оглядываясь на мнение зрителей. Образы персонажей в "Жмурках" (2005) далеки от образа Багрова. Вместо детского простодушия - садизм и озлобленность, вместо бескорыстия и справедливости - готовность уничтожать по пустяковым мотивам.

Образ Данилы Багрова входит в череду добрых простодушных персонажей российского кино. И если отвлечься от его криминальной составляющей, то придётся признать частичное сходство и с Колей из фильма "Облако-рай" (1990), и с Васей из "Любовь и голуби" (1984), и даже с Семеном Семёновичем из "Бриллиантовой руки" (1968).

Что вы думаете о фильме "Брат" и главном герое?
Согласны ли вы с субъективным мнением автора? Если нет, то почему?

Если материал интересен, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.