Издали может показаться, что это живой человек вглядывается вдаль, чтобы наметить себе путь, куда двигаться дальше, - настолько реалистично передана фактура человека. Заметна его ветхая одежда и ноги босы, а на плече котомка, - ну точь-в-точь как в песне, в которой бродяга, проклинает судьбу и тащится с котомкой на плечах по степи.
Герой этой песни (Бродяга), которая считается народной, и стал прообразом. Сюжет незамысловат и печален. Герой песни сбежал из тюрьмы, прошел большой путь, переправился через Байкал, а дома в живых застал только мать.
Песня эта известна еще с 18-го века. И в диких степях Забайкалья подобных бродяг было множество, в том числе и несправедливо попавших на каторгу, или от отчаяния. Для того периода времени бежавшие каторжники было явлением частым. Поэтому песня – это сама история, но в художественном виде. Это отражение эпохи. И памятник – это отчасти и память песни, и память о прошлом.
Четырехметровая фигура установлена на возвышенности. Это место поблизости с автотрассой Еланцы – Сахюрта. За спиной Бродяги – живописный вид Байкала, рядом переправа на остров Ольхон. Это Куркутский залив.
Рядом с бронзовым памятником небольшой ажурный крест, и тут же плита, на которой высечены легендарные строки песни, - пять четверостиший. Сама песня имеет множество вариантов. Но так сложилось, что имя автора кануло в историю, и песня считается народной.
Автором эскиза является скульптор Цыденжап Цыжипов, отлили памятник в Улан-Уде.