Тема триединства нашего Создателя весьма интересна тем, кто пытается осуществить первую заповедь Христа, полюбив Господа всем сердцем. Трудно ли полюбить того, кого не можешь понять? Безусловно, это так, не смотря на различные объяснения типа: главное почувствовать Его любовь к тебе и т.п. Я вспоминаю, насколько для меня была мучительна эта стадия становления веры и понимаю, что мои сомнения были вполне обоснованы. Любовь предполагает полное знание о ее объекте иначе это просто сентимент и не более. Представьте, могут ли полюбить молодые люди друг друга, не зная ничего о внешности, поведении и других проявлениях своего избранника?
Помню, как я буквально замучил, покрестившего меня батюшку, этим вопросом и единственное, что он смог мне ответить, показав икону троицы: "Просто прими это как данность, а со временем разберешься". Позднее, я действительно нашел ответ на свой вопрос, но только раздвинув привычные границы восприятия духа. Сегодня я хочу поделиться этим ответом с уважаемым читателем.
Зачастую, на многие ответы на свои вопросы можно найти, посмотрев на процесс, которым мы заняты, со стороны. Помню, как в художественной школе меня учили: «Не рисуй картину только на расстоянии вытянутой руки, отойди и посмотри что получается». Причем эту процедуру нужно повторять довольно часто, если не хотите допустить серьезных ошибок в пропорциях и композиции. Я не раз убеждался в верности этого правила при создании художественной картины, так почему бы не применить его в создании картины своей духовной жизни? Думаю, что такое решение будет только полезно и избавит нас от многих проблем в будущем.
Каким же образом мы можем возвыситься над своей духовной практикой? Любое возвышение сознания означает приближение его к божественному. Другими словами, чем выше в небеса, тем ближе к Богу. Видение Бога отлично от нашего тем, что вмещает в себя все миры и живые существа как проявление Его творчества. Бог не разделяет живые существа и мир на своих и чужих – все является Его проявлением. Таким образом, для Него все истинные духовные практики созданы для одной цели – изменения сознания людей, несовершенство которого является в свою очередь причиной их страдания. Бог, как изначальный Отец, желает нам счастья, но в силу нашей разности путь к этой цели лежит из разных точек и в разных плоскостях. Именно по этой причине существует большое разнообразие религиозных течений, цель которых едина – любовь к Богу, притом, что средства могу отличаться. Известная пословица: «Что русскому хорошо, то для немца смерть» отражает эту черту разных народов и делает понятным решение Творца создать различные пути к Нему.
Один и тот же объект разные чувства воспринимают по-разному, поскольку он обладает разнообразными качествами. Подобно этому, Верховный Господь един, но разные люди, следующие различным предписаниям священных писаний, воспринимают Его по-разному.
Шримад-Бхагаватам, 3.32.33
Чтобы нам понять несовершенства своих действий, необходимо интересоваться деятельностью людей, которые идут с нами одной дорогой, но в разных рядах. Поступая таким образом, мы сможем увидеть общность религий мира и сможем разглядеть недостатки в своих действиях. Такой принцип в научных кругах называется обмен опытом, и он благоприятен для всех сторон, участвующих в нем. Более подробно эта тема раскрыта мной в другой статье.
Итак что же говорят другие религии о триединстве Бога? Самая обширная база знаний, на мой взгляд, находится в Ведах. Веды – это знание, существовавшее ранее на всей территории нашей планеты, которое сейчас в основном заключено в древних писаниях, составленных 5 000 лет назад. В них указывается, что Бог представлен тремя ипостасями: Брахман, Параматма и Бхагаван. С одной стороны все они являются единым целым, но одновременно отличны степенью проявления энергий Абсолютной Истины. Я применил термин Абсолютная Истина к Богу, поскольку он является более объемлющим, но это тема другой статьи, ссылку на которую я размещу здесь позже.
Вот стих из известного источника ведического знания Шримад Бхагаватам 1.2.11:
Сведущие трансценденталисты, постигшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную сущность Брахманом, Параматмой и Бхагаваном.
Брахман представляет собой невидимую духовную энергию Бога, пронизывающую все творение. Кто-то называет его божественным светом, кто-то духом святым, но суть от этого не меняется.
Параматма является личностным проявлением Абсолютной Истины, присутствующей в сердцах всех живых существ. Из нее исходят память и забвение, знание и невежество всех частичек, коими являемся мы с Вами. Параматма награждает нас знанием, которое приходит из сердца и часто его называют интуицией или инстинктом. Например, кошка, заболев, сама находит необходимую траву для выздоровления, хотя не проходила обучение в медицинском институте и не сдавала экзамены. Канал этого знания открывается для человека тогда, когда он следует заповедям Бога.
Бхагаван – это проявление Абсолютной Истины как Сверхличности. Бхагаван не участвует в создании материального творения, Он живет исключительно в мире духа и наслаждается отношениями со Своими детьми.
Эти три ипостаси Абсолютной истины сравниваются в Ведах с Солнцем. Брахман - это сияние, исходящее от Солнца, Параматма - его лучи, а Бхагаван - это сама планета Солнце.
Аналогия этих проявлений с функциями Святой Троицы, описанной в христианской традиции действительно поражает. Лично я противоречий не вижу.
Вот такие интересные знания, расширяющие наше восприятие Бога, можно получить, выйдя за привычные границы. Пишите Ваши вопросы и комментарии под статьей. Жду так же Вашу оценку, насколько сатья оказалась полезна.