Найти тему

Мизантроп Томас Гейнсборо

Томас Гейнсборо, выставка которого в с таким успехом проходит сейчас в пушкинском музее, был циником, мизантропом,немного женоненавистником и не любил писать портреты. Это не помешало ему быть счастливо женатым и стать самым, наверное, самым известным портретистом во всей истории английской живописи.

Известно, что он писал свои портреты со скоростью принтера (однажды за полтора часа он нарисовал 2 небольших портрета “под ключ”) и за большие деньги, называя это ремесло “торговлей лицами”. При этом, несмотря на такое отношение, он, создал несколько десятков действительно выдающихся портретов.

Томас Гейнсборо. "Беседа в парке". 1745

Томас Гейнсборо. "Беседа в парке".1745
Томас Гейнсборо. "Беседа в парке".1745

Но самому Гейнсборо больше нравилось писать пейзажи или жанровые сцены с пейзажем. Вот одна из них, довольно ранняя, - “Беседа в парке” (1745).

Нам первый взгляд, это - галантная в духе Ватто, которым тогда увлекался Гейнсборо, почти даже “романтичная” (хотя сам романтизм появится только лет через 40-50) картина. Прекрасный парк с классической беседкой на заднем фоне, молодой юноша, вдохновенно что-то говорящий (а возможно читающий ей стихи из книжки) девушке в обалденном розовом платье. Вся символика говорит о том, что у них всё хорошо. Открытый веер в руках девушки - явный знак её согласия, а два сцепившихся за ними дерева указывают на их светлое совместное будущее.

Однако это же Гейнсборо, он не очень любит людей и не верит им, особенно женщинам. Присмотримся к лицам. Пока юноша впаривает девушке какую-то красивую галантную чушь, она сидит, смотря на нас отстраненным взглядом взрослой женщины, которая всё поняла, всё взвесила и решила, что это будет хорошо, правильно и выгодно. Она, возможно, уже даже четко представляет как будет управлять и самим юношей и их совместным хозяйством, которое, конечно, возрастет в результате выгодного брака.В отличие от юноши, она знает, что делает.

Присмотритесь к лицам других женщин на портретах Гейнсборо и вы увидите много таких серьезные и уверенных в себе, рассчетливых лиц, которые на парных портретах выглядят всегда умнее немного глуповатых мужчин.

Еще больше о живописи в блоге @ihaskovitch

Илья Хаськович