К нам в гости приехала бабушка. Вчера они с сыном пошли гулять, кататься на горку. Вернулись оба злые. Бабушка начинает на него кричать (я первый раз вообще слышала, что она поднимает на него голос, видимо сильно вывел): "Ты почему себя так ведешь? Ты зачем взрослым язык показываешь? Это что это такое!". Сын: "Я больше так не буду, простите!". Я беру его на руки, прижимаю и прошу бабушку все спокойно рассказать. Оказывается, что бабушка на что-то отвлеклась и когда повернулась к сыну увидела картину, как чужая женщина делает замечание моему ребенку, на что он психует показывает ей язык, а она говорит: " Ты почему показываешь язык, я тебе его сейчас отрежу!". Сын замахивается на нее, бабушка подходит и говорит: "Сашенька, так нельзя!" Как сделать, чтобы агрессивная модель поведения не закрепилась?
Я предлагаю пока на мальчика не прикреплять ярлык агрессора: ситуация, которую Вы описываете, совсем не показательна в плане именно детской агрессии. Давайте посмотрим внимательно, что происходит.
Бабушка не видела начала ситуации. Что сказала и сделала та женщина до того, как ребенок показал язык не ясно. Однако от человека, который оперирует такими угрозами (язык отрежу четырехлетнему ребенку) вполне можно ожидать провокативных поступков. Я не говорю, что показывать язык незнакомой женщине на улице - это хорошо и правильно. Но это действие могло быть жестом отчаяния со стороны Вашего мальчика.
Чужой человек говорит нечто угрожающее, ребенок пугается, реагирует неадекватно, чужая тетя наращивает градус агрессии (язык отрежу), вмешивается родная бабушка на стороне чужой агрессивной тети, ребенок вынужден защищаться и от родной бабушки неадекватными мерами. Конфликт развивается по нарастающей (бабушка, которая никогда не повышала голоса, кричит), но несмотря на это, ребенок пытается остановить это нарастание, потому что чувствует свою вину за происходящее. Сын извиняется, но бабушка (родной человек) продолжает кричать. Ребенок оказывается бессилен в том, чтобы защитить себя от агрессии взрослых. А был ли именно он причиной этой агрессии, на самом деле большой вопрос -начала ситуации никто не видел…
Замечания могут выглядеть по-разному. Важно понять на какие замечания, каким образом мальчик реагирует. Скорее всего есть такие замечания, на которые сын реагирует вполне адекватно. Есть другие - вызывающие агрессию.
Чтобы не закрепилась агрессивная модель поведения, важно, во-первых, не называть ребенка агрессивным.
Во-вторых, разбирать с ребенком произошедшее: кто, что именно сказал и сделал, какие могли быть для этого причины, как можно было поступить в этой ситуации иначе – самому ребенку, его партнерам по ситуации. Таким образом, у ребенка будет развиваться вариативность понимания и поведения. Он будет учиться лучше понимать и чувствовать себя и окружающих.
В-третьих, необходимо взрослым внимательно следить за своим поведением. Детская агрессия зачастую возникает в ответ на агрессию взрослую. Когда взрослый желает замечание со злостью, ребенок обычно реагирует не на содержание, а на эмоцию гнева – сердится в ответ, как взрослому кажется, совершенно на ровном месте.