В этом произведении русской литературы повествуется о двух друзьях, которые, начитавшись книжек, решили бежать из России в Америку. Тут мастер коротких рассказов держит внимание читателя при помощи стратегии любопытства, которая основана на работе с осевой информацией.
Осевая информация — это информация, которая двигает сюжет и возбуждает любопытство. Она делится на маленькие части, которые выдаются читателю постепенно. Это происходит так, что читатель находит ответы на одни вопросы, но начинает задавать другие.
И сейчас мы разберем, как А.П. Чехов использует этот инструмент в своей драматургии.
Сюжет рассказа «Мальчики»
Рассказ Чехова начинается с приезда мальчика Володи Королева домой. По описанию встречи мы понимаем, что для домочадцев — это праздник. Так глава семейства Королевых выбегает к сыну на улицу зимой в одной жилетке. И хоть все весело шумят, Чехов не описывает реакцию мальчика из-за чего чувство, что что-то не так.
Затем домашние замечают в передней еще одного мальчика, которого Володя представляет очень сухо — товарища Чечевицына. Это дает еще более чувствовать контраст между настроениями семейства Королевых и мальчиков. Может, Володя всегда такой?
Но нам не спешат разъяснить, в чем дело. Нам описывают, как герои пьют чай, как летом мама с плачем провожала Володю в гимназию, а затем Чехов сообщает образ Чечевицына. Автор намеренно растягивает время.
Но тайны немного приоткрываются. По воспоминаниям сестер Володи мы узнаем, что обычно мальчик весел и разговорчив. Тут же Володя произносит слова, которые провоцируют на новые вопросы. Резкий переход от одной информации к другой будто намек, что настроение Володи связано с его комментарием:
[Володя] указал пальцем на самовар и сказал:
— А в Калифорнии вместо чаю пьют джин.
При чем тут Калифорния, нам снова не говорят. Чехов отвлекается на предпраздничную суету и описывает, как сестры Королевы делают с отцом снежинки. Но вот повествование снова возвращается к мальчикам, и мы получаем следующую каплю осевой информации в их перешептываниях:
— Сначала в Пермь... — тихо говорил Чечевицын... — оттуда в Тюмень... потом Томск... потом... потом... в Камчатку... Отсюда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив... Вот тебе и Америка... Тут много пушных зверей.
— А Калифорния? — спросил Володя.
— Калифорния ниже... Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом.
Тут уже ясно, что мальчики решили устроить свое личное приключение. Конечно, это может быть просто игра, но, по повествованию далее, они решили перебраться в Америку всерьез. Здесь Антон Павлович оставляет стратегию любопытства. Теперь Чехов сосредотачивается на Володе и Чечевицыне, чтобы теперь строить историю через развитие конфликта между ними.
Вывод
Осевая информация этого произведения русской литературы заключается в следующем: Володя приехал домой, чтобы отправиться в Америку вместе со своим другом Чечевицыным. При этом данным коротким сообщением Чехов делится с читателем постепенно на протяжении половины рассказа. Своей неторопливостью открыть тайну автор делает ответы на вопросы читателя ценными.
Но постепенность в выдаче осевой информации — это не только желание подразнить читателя. Пока наше внимание удерживается движением от одной капли осевой информации к другой, автор создает мир истории. Так она становится осязаемой и правдоподобной.
Но надо признаться в произведении «Мальчики» осевая информация не влияет на действия героев. Володя и Чечевицын знают, зачем приехали, а сестры, узнав их тайну, все равно не действуют. Однако я все равно называю это осевой информацией, потому что Чехов будоражит наше любопытство во время чтения.
Осевую информацию выкладывают всю до кульминации, чтобы ничто не отвлекало от обязательной сцены. Но, как мы видим, стратегию любопытства можно закончить и раньше. В данном рассказе Антон Павлович использует ее, чтобы читатель не заскучал до завязки.
Послесловие
Наиболее яркими примерами, когда на осевой информации строится весь основной сюжет, являются детективы. Но отчасти или полностью этот элемент драматургии можно использовать в любом жанре.