Найти тему
Freedom Glow's

"Кандинский мятеж" - антикитайское восстание в Тибете

Обложка статьи: Кандинский мятеж в Китае, компьютерная графика
Обложка статьи: Кандинский мятеж в Китае, компьютерная графика

После восстановления суверенитета Китая над Тибетом происходил этап реконструкции государственности. Процесс реконструкции Китая стал возможным только после ввода войск КПК на территорию буддийской республики. В стране начали складываться процессы децентрализации региона и одновременно укрепления власти коммунистов в субъекте. Из феодальной империи Цин, в прошлом бывшей европейской колонии, Китай только начал превращаться в "локомотив" экономики всего мира .

О процессе включении Тибета в состав Китая см. прошлые статьи, ссылки внизу страницы.

Однако, местная ламаистская элита и крестьянская общественность, абсолютно по-разному рассматривали коммунистический режим. Землевладельцы - феодальная знать, все еще ассоциировали Красный Китай с Империей Цин. До прихода коммунистов взаимные контакты двух государств напоминали Ордынское владычество над феодальной Русью, т.е. слабо напоминали единую государственную структуру. В связи с чем, в Тибете сильно недооценивали КНР, считая ее временным формированием . Земельная знать Тибета, рассчитывала выторговать особый статус, при сохранении права на частную собственность, что к слову и было достигнуто при подписании знаменитого "Соглашения из 17 пунктов" (1951 г.), а бедные крестьяне, напротив, ждали решения вопроса малоземелья. К сожалению, в решении крестьянского вопроса Мао допустил тактическую ошибку- отказался от передела земли, а данное заблуждение до него уже было подробно разобрано Герценом А.И.

Русский вольнодумец - Герцен ( как и Чернышевский) первоначально считал, что в сельской общине находятся зачатки коммунизма и именно крестьяне должны были стать основой силой Революции, несмотря на то,что сами они этого не подозревают, поскольку находятся во мраке невежества (не образованы). Собственно спросить у крестьян и поинтересоваться их желаниями мыслители, как и Мао Цзэдун забыли.

Просвещением крестьян когда-то безуспешно занималась разночинная интеллигенция, за многократные акции, связанные с хождением в народ прозванная: народниками. Все дело в том, что крестьяне - это мелкие собственники земли, интересы которых напрямую зависят от размера их надела. Отпустив крестьян на "вольные хлеба", вы скорее всего, обречете его на гибель, поскольку общество, живущее традиционным образом жизни не приспособлено к городской среде, из-за чего крестьяне "зубами" держались за хозяина - феодала.

Осознав свою ошибку, Герцен А.И. признал, что вопреки господствующему мнению, помещик владеет не землей, а крестьянскими-работниками. Работники полей преобразуют свой физический труд в товар, из которого формируется доход. Не знав таких простых истин, которые были получены в России опытным путем, правительство Мао наивно полагало, что дав крепостным свободу и сохранив привилегии для феодальной знати, избежит внутренних восстаний и тем самым успеет подготовить тибетское общество к принятию единой конституции. Получилось все ровно наоборот, как в поговорке: " За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь." Лояльность феодалов, заинтересованных в сохранения богатств, быстро сменилось на классовый гнев, к которому подключились недовольные крестьяне, считавшие, что на их интересы ответели безразличием.

Пекин, сентябрь 1954 г. представители верхов Тибета голосуют за принятие Конституции
Пекин, сентябрь 1954 г. представители верхов Тибета голосуют за принятие Конституции

После принятия конституции, с текстом которой, кстати, были знакомы лишь единицы, начался период "демократических реформ" - китайская коллективизация. Коллективизация сопровождалась насильственным втягиванием сельских жителей в единые трудовые лагеря, которыми грезил Мао, в которых всё, включая зубные щетки, должно было стать общим. Коллективизация не затронула ламаистский Тибет, но коснулась Кхам и Амдо, территорий, которые после инкорпорации Ламаистской республики перешли под прямую юрисдикцию Китая, но де-факто на местах сохранялась власть местных царьков.

Слухи о грядущих реформах были растолкованы в простонародье негативно( не без помощи феодалов), обманутые сельские жители считали, что началась очередная попытка социоцида, путем насильственного отрыва крестьян от обрабатываемой земли, в пользу гос.колхозов. В центральном Китае крестьяне подверглись коллективизации, имея земельные собственности, что облегчало реформы. Тибетцы смотрели на своих братьев с искренней завистью. Негативным примером оставались центральные регионы, не коснувшиеся реформ и подвластные Далай-Ламе. "Вишенкой на тортике" стал указ об сдачи любого гражданского оружия в полицию. Для народа, веками уживавшимися с враждебными соседями и впитавшими с молоком матери обычай ношения оружия (иногда для красоты), данный приказ был расценен, не иначе, как прямая агрессия.

Носильщики транспортировка чая через горы в Тибет начало XX в. снимок колоризирован каналом Freedom Glow's
Носильщики транспортировка чая через горы в Тибет начало XX в. снимок колоризирован каналом Freedom Glow's

В Восточном Тибете вспыхнуло полномасштабное антикитайское восстание, вошедшее в историю как "Кандинский мятеж". Город Кандин, в силу пограничного нахождения, являлся древним центром торговли в старой империи. Китайские торговцы через него поставляли чай в Тибет, а из ламаистского государства вывозили войлочную шерсть. Местная ассимилированная китаеязычная диаспора чувствовала лютую злобу к Пекину, не меньше чем тибетские крестьяне, всех глашатых коллективизации начали физически устранять.

Наиболее жесткое сопротивление произошло в Литане, Чантрэне и Гьялтане , после чего КПК задействовал против протестующих армию, с боями оттеснив 2-х тысячную армию повстанцев к монастырю "Чантрэн Сампелин".

Мао Цзэдун, осознав ,что из-за его просчета ситуация резко накалилась, переложил всю вину на тибетских феодалов:

Жалкая кучка реакционеров вместе с помещиками, которым помогают крепостники из высших кругов, под предлогом “защиты религии” и сохранения “национальных интересов” выдвинули лозунги “прогоним китайцев!” и “никаких реформ", на деле с помощью оружия заставляют массы разбойничать в горах, нападать на правительственные органы и их служащих, убивают кадровых работников КПК и мирное население» источник: Mao Zedong, 2001, с.142
Кандин - город 2-х культур
Кандин - город 2-х культур
Сегодня г. Кандин - это город 2 культур, в нем живут тибетцы (40% от населения) и китайцы (40% населения).

СССР, в лице советский историка М. Богословский, так оценила действия Пекина :

«Китайские власти не учли специфики социальных отношений в Восточном Тибете, и
прежде всего неразвитости классового антагонизма, прочности
родоплеменных связей, влияния религии и, наконец, того, что их действия выглядели в глазах тибетцев как посягательство чужестранцев безбожников на давние национальные традиции, освященные религией»

Восстание сошло на нет только после штурма монастыря "Чантрэн Сампелин", который, как когда-то Соловецкий монастырь, продолжительно держался от напора китайской армии ( месяц). Протестующие не приняли ультиматума( листовки с ним были сброшены с самолета), в надежде, что китайцы не станут разрушать храм, В восприятии крестьян, старая Империя Цин, всегда с уважением относилась к религиям поданным, в чем и прогадали.

Китайцы совершили авиа бомбежку храма и по факту, в буквальном смысле, сравняли его с землей. Потери исчислялись сотнями, хотя кому-то, все-таки "посчастливилось" попасть в плен. Многие сельские жители и помещики массово бежали из Восточного Тибета в политический Тибет. Данный конфликт прервал перемирие религиозной знати и КПК, Далай-Лама стал сближаться с Индией.

Freedom Glow's
Freedom Glow's