Найти в Дзене

Мистические тайны Петербурга. Визит графа Калиостро

Граф Калиостро является личностью легендарной, почти мифической. Не в последнюю очередь, благодаря фильму «Формула любви». Между тем Алессандро Калиостро не только реальная историческая личность, он действительно был в России, в Санкт-Петербурге, где поражал общество своими сеансами и чудесами, а также проводил алхимические опыты и мистические обряды с местными масонами.
Калиостро был талантливым

Граф Калиостро является личностью легендарной, почти мифической. Не в последнюю очередь, благодаря фильму «Формула любви». Между тем, Алессандро Калиостро не только реальная историческая личность, он действительно был в России, в Санкт-Петербурге, где поражал общество своими сеансами и чудесами, а также проводил алхимические опыты и мистические обряды с местными масонами.

Калиостро был талантливым авантюристом, алхимиком, врачом, актером, владел искусством чревовещания – говорил не шевеля губами так, что почти невозможно было определить, откуда идет звук.

О жизни «великого мага», полной тайн и загадок, сложено множество легенд. Говорили, что владел даром предсказывать будущее, обладал философским камнем, помогавшим превращать металлы в золото, знал рецепт эликсира жизни, дающего вечную юность и бессмертие. Калиостро, будто бы, жил во время Всемирного потопа и спасся вместе с Ноем в его ковчеге, беседовал с пророком Моисеем, был знаком с Александром Македонским и императором Нероном, якобы ходил и беседовал с Иисусом Христом по берегам Тиверианского озера и присутствовал при его распятии, принимал участие в крестовых походах.

В начале своей «карьеры» Калиостро выдавал себя за египетского мага, который родился от великого магистра Мальтийского ордена и княгини из Трапезунда. На самом деле Джузеппе Бальзамо (1743 – 1795) был сыном мелкого торговца сукнами Пьтро из Палермо, Столицы Сицилии. Джузеппе учился в монастыре, где увлекался химией, которую изучал под руководством монастырского аптекаря.

-2

Вскоре Джузеппе бежал из монастыря, когда был обвинен в воровстве. Он женился на поразительной красавице – семнадцатилетней дочери шорника Лоренце Феличиане. Вместе с ней Джузеппе разъезжал по Западной Европе, демонстрируя иллюзионистские трюки. Средства на жизнь будущий «величайший чародей восемнадцатого столетия» получал, по сути, торгуя своей красавицей женой.

Бальзамо приобрел славу среди французского дворянства как граф Александро Калиостро – чудотворец, которому подчинялись силы природы. Его изображения помещали на веерах, табакерках и перстнях, Ему покровительствовал Людовик 16. Король объявил, что всякая обида, нанесенная Калиостро, будет наказываться, как оскорбление Его Величества.

О Калиостро говорили, что он обладает даром появляться одновременно в разных далеких друг от друга местах. Маг вызывал души умерших людей. Они появлялись в волшебных зеркалах или графинах с водой. Дети, которых Калиостро называл «голубками», смотрели на эти графины или чаши с водой и говорили о том, что видели в ней.

-3

Однажды Калиостро устроил банкет духов умерших просветителей – Монтескье, Вольтера, д Аламбера, Дидро, которые каялись в том, что осмеливались критиковать католическую церковь. Вероятно, иллюзионист владел искусством гипноза.

Знаменитый граф Сен-Жермен посоветовал Калиостро посетить Россию. Это был тот самый граф, который назвал три заветных карты старой графине в пушкинской «Пиковой даме». Летом 1762 года он был в Санкт-Петербурге и получил крупную сумму денег от фаворита Екатерины Второй Григория Орлова.

Калиостро много заимствовал у Сен-Жермена, который обучал его алхимии, способам увеличения бриллиантов, превращения пеньковой мешковины в бархат и шелк.

Рассчитывая на поддержку русских масонов, которыми были вельможи из высшего света, включая приближенных императрицы Екатерины, Калиостро последовал совету Сен-Жермена и решил поехать в Санкт-Петербург.

И вот в конце 1779 года граф Калиостро, он же Дзузеппе Бальзамо, выдававший себя теперь за графа Феникса, «гишпанского полковника», вместе с женой Лоренцей, называющей себя принцессой Санта-Кроче, и со свитой, прибыл в столицу России. Перед ним лежал Санкт-Петербург, со всей знатью и аристократией Российской империи, зараженной модой на масонство, говорящей на европейских языках и ценящей, как это принято у нас, все иностранное.

Продолжение в следующей статье.

Подписывайтесь на наш канал!