Найти в Дзене
Записки артистки балета

Разговор о балете. "Чиполлино"

Продолжая тему балетных спектаклей, решила рассказать еще об одном балете, к сожалению, тоже уже не идущем на сцене Большого.

Это балет для детей - "Чиполлино".

Этот балет я начала танцевать сразу как пришла в театр, на первом же году. Мне кажется, что не было артистов, которые ы этом спектакле не были бы заняты. Как правило это был утренний, субботний или воскресный, спектакль. И до, не помню какого года, он шел на сцене Кремлевского Дворца.

Потом. когда Большой и Кремлевский "разошлись", балет был перенесен на сцену Большого.

Первой моей ролью в этом балете - была партия народа: "картошки" в первом и третьем актах и "капусты" во втором. Потом я танцевала Цветы: маленькие и большие. Затем, маму главной героини Редисочки. Моя партия так и называлась Мать Редиска. Которая из них мне нравилась больше? Сложно сказать. Все по-своему интересны.
В народе можно было подурачиться. Особенно во втором акте, где мы изображали гостей на балу у графинь Вишен. В цветах - танцевать в свое удовольствие. В партии мамы Редисочки... всего понемногу.

Было время, когда я танцевала и народ и цветы. Но, поскольку во втором акте эти партии пересекались - в "гостях" за меня выходил кто-то другой.
Маленькие цветы мне нравились больше. Сейчас даже и не скажу почему и чем.

Кстати с этой партией связана не очень приятная ситуация.
Однажды, оттанцевав в первом акте народ, я спешила на сцену перед вторым, чтобы погреться. И на лестнице подвернула ногу. Ну подвернула и подвернула. Сделала battemant tendu и побежала дальше. Но в этот раз оказалось не все так просто. Мне выходить на сцену, а нога болит. Пришлось вызывать врача и "замораживать". Это сейчас заморозка выпускается в баллончиках. А раньше хлорэтил выглядел вот так.

Вскрываешь ампулу, переворачиваешь носиком вниз, и наносишь на ногу.
В общем, дотанцевала я с заморозкой, не только второй акт, но и третий. Заменить было некем. А потом... врач поставил диагноз - разрыв связок. Выпала из работы на месяц.

Вообще, "Чиполлино" оказался для меня травмоопасным балетом. В другой раз травма оказалась куда серьезнее.
В самом начале балета артисты лежат в больших корзинах. Сделаны они из толстых металлических прутьев, переплетенных тканью. По ходу танца, в самом начале спектакля, мы эти корзины сначала поднимаем над головой, а потом опускаем на планшет сцены. Надо сказать, что корзины довольно тяжелые. В общем, при опускании корзина соскальзывает с моих пальцев, но я успеваю ее аккуратно поставить. В результате - перелом большого пальца руки. ))) Как так получилось, ума не приложу. Правда узнала я об этом лишь в травмпункте. Так я и танцевала весь спектакль со сломанным пальцем.

Еще хочется сказать о постановщике этого балета - Генрихе Александровиче Майорове. Он приходил практически на все репетиции. Жаль, что нет записей того, как он их вел, как объяснял и показывал. Это отдельный спектакль.
Честно говоря, всегда вспоминаю этот спектакль с особой грустью. И радуюсь, что Ульяшка успела увидеть его, пока он шел в театре и даже смогла посидеть в той самой корзине.

А год назад на выставке, которая проходила в Малом Манеже и называлась "Музей и театр. 100 лет вместе (1918 - 2018)" я увидела себя в показываемом на экране спектакле.

Увы, сейчас в Большом театре вообще нет детских балетов. Но это отдельная тема для разговора.

P.S. Найти фотографии в интернете оказалось делом довольно сложным.
А в своем архиве - нереальным )))