Александр Николаевич Радищев (1749-1802 ) - для России он был уникальной личностью. Человек смелый и независимый, полный надежд и устремлений, Радищев опередил своё время. Об отмене крепостного права он заговорил за 70 лет до реальной его отмены при императоре Александре II.
Свои взгляды Радищев изложил в знаменитой книге «Путешествие из Петербурга в Москву» и был объявлен царицей «бунтовщиком хуже Пугачёва». Изданную книгу (600 экземпляров) посчитали антигосударственной и полностью конфисковали. Известно, что до 1905 г. она секретно распространялась только в рукописном виде.
По приказу Екатерины II Радищева арестовали и посадили в Петропавловскую крепость в июне 1790 года.
Известно, что с крестьянским бунтарём Емельяном Пугачёвым жестоко расправились, а бунтаря-дворянина Александра Радищева приговорили к смертной казни, правда, в последний момент императрица смилостивилась и заменила казнь десятилетней ссылкой в Сибирь.
Вот там-то и развернулись необычные события, которые сам Радищев считал настоящим чудом.
Дело в том, что Александр Радищев к моменту ареста был уже вдовцом с четырьмя детьми.
Женился он ещё в 1775 году, но, когда поехали венчаться с любимой женщиной Анной Васильевной Рубановской, лошади вдруг понесли, и это посчиталось дурным предзнаменованием.
Действительно с Анной Васильевной Радищев счастливо прожил всего 8 лет: она умерла в 1783 г., вскоре после родов, оставив ему дочь и 3-х сыновей.
Радищев был в отчаянии, но воспитывать детей взялась его свояченица – сестра умершей жены Елизавета Васильевна Рубановская, вышедшая из Смольного института благородных девиц. Она была не особо хороша собой, но умна и образованна, поэтому и стала для них хорошим воспитателем и матерью.
Когда Радищев после ареста и суда оказался в сибирской глухомани, в дыре (по сравнению со столичной жизнью), то, конечно, затосковал. И представляете, каково было его удивление, когда вдруг увидел в прибывшем к нему возке, свояченицу с двумя младшими детьми – дочерью Екатериной и сыном Павлом, которым было тогда приблизительно 9 и 8 лет.
Радищев оценил героический поступок этой женщины. Позднее он говорил о Елизавете Васильевне как о «женщине с геройским духом».
С приездом близких жизнь Александра Николаевича изменилась; он писал, что его «сердце, истерзанное болью, расширяется и вновь открывается радости…». Он продолжал работать, писал, занимался медициной, лечил крестьян и учил грамоте детей.
Надо думать, что Елизавета Васильевна, довольствуясь ролью воспитательницы детей, тайно была влюблена в Радищева – мужчину с выразительными глазами, прекрасной внешностью и добрейшим сердцем.
Она стала первой ласточкой среди русских женщин, которые решились разделить судьбу своих осужденных мужей. Её подвиг повторят героические жёны декабристов, но это произойдёт только через 28 лет.
Александр Николаевич и Елизавета Васильевна с детьми стали жить одной крепкой семьёй, хотя окружающие, надо полагать, это порицали.
Были ли они повенчаны, мы не знаем; на этот счёт пока никаких документов не обнаружено. Но разве в этом дело, если они понимали и поддерживали друг друга.
Елизавета Васильевна во всём ему помогала, спасала от депрессии, стремилась сделать его жизнь как можно приятнее. В семье родилось ещё трое детей – 2 дочери и сын.
В 1797 г. по распоряжению императора Павла I они покинули Илецк и отправились в имение Радищева в Калужской губернии, где ему надлежало находиться.
Но торопливость ни к чему хорошему не привела. Стояли крепчайшие морозы - 30 градусов. Елизавета Васильевна простудилась в дороге и занемогла. Остановились в 575-ти верстах от Тобольска, где она и скончалась.
Второй раз овдовев, постаревший и больной Радищев приехал с детьми в имение. Его строгий отец проявил неудовольствие по поводу его так называемой женитьбы, не приняв детей от Елизаветы Васильевны. Но император проявил сочувствие и, можно сказать, спас их от статуса бастардов (незаконнорождённых), узаконив наследников.
Александр Николаевич Радищев ушёл из жизни в 1802 году добровольно, приняв яд, не желая долго умирать от тяжёлой болезни и не желая мириться с несправедливостью.
«Потомство отомстит за меня!» - писал Радищев, и он в этом не сомневался.
«Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? Я тот же, что и был и буду весь мой век: не скот, не дерево, не раб, но человек!»
Такова трагическая судьба первого русского революционера, историка, философа, писателя Александра Николаевича Радищева, освещённая искренней женской любовью и пониманием.
Уважаемые читатели, если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Спасибо всем!