Найти тему
Немного истории

Кем были евнухи - кастраты

Служители гарема Гюль ага и Сюмбюль ага. фото из открытого источника
Служители гарема Гюль ага и Сюмбюль ага. фото из открытого источника

В истории сохранилось немало примеров искусственного причинения человеку увечий для достижения каких – либо целей. Примером можно назвать оскопление мужчин, подготовки евнухов для работы в гаремах.

Евнухи существовали в разных культурах, и их статус, обязанности и привилегии сильно различались.

Культура евнухов в Китае имеет древнейшую историю. Первый случай оскопления служащих гаремов относится еще к середине второго тысячелетия до нашей эры. Поскольку половой член и тестикулы считались признаком мужской силы, их потеря была позорной.

Поэтому первыми евнухами становились военнопленные. В последствии, евнухами становились мальчики из бедных семей, которых на эту службу продавали родители. Положение евнуха было двояким. С одной стороны потеря мужских органов была личной трагедией и ущербом для статуса мужчины, но с другой стороны у евнуха появлялась возможность сделать хорошую карьеру при дворе. Прежде всего, кастратом поручалась работа в императорском гареме, но возможные функции евнухов были гораздо шире. Они могли прислуживать императору и его семье, охранять императорские покои и выполнять другую работу во дворце. Часть евнухов занималась хозяйственными работами, другие приемом иностранных гостей, третьи состояли в медицинской службе дворца.

В эпоху династии Мин, позднем средневековье, обязанности евнухов стали еще шире. Они могли работать чиновниками или даже управлять войском. Большая часть евнухов жила на территории так называемого «Запретного города», как и вся императорская прислуга. Однако евнухи более свободные в выборе места жительства. Нередко накопив денег, они покупали жилье в городе. Несмотря на свое увечье, евнухи сохраняли право вступить в брак. В этом случае они обычно усыновляли детей, которым они могли передать свое имя и богатство.

Христианство и иудаизм запрещали оскопление в религиозных и других целях. Однако в мусульманских странах, как и Китае, возникла практика использования евнухов. Это было связано с распространением гаремов, начиная с 10 века. Функции евнухов в этих странах были значительно уже, чем в Китае. Евнух занимался делами гарема, причем он мог служить как у правителя, так и у частного лица. Также, евнухи нередко занимались работорговлей и подходящих для правителя или сановника наложниц. Статус евнуха в исламских странах был скромнее, чем в императорском Китае. Однако, при ряде условий они также могли добиваться влияния при дворе.

Социальный институт охранников постели, или евнухов, современному человеку кажется настоящим варварством. Однако это явление было повсеместно распространено на определенном историческом этапе.

Само слово евнух в переводе с греческого переводится как «хранитель ложа». Вопреки распространенному в настоящее время мнению евнуха лишали не пениса, а тестикул. При определенных условиях, у евнуха сохранялась возможность испытывать сексуальное возбуждение, что позволяло им заниматься сексом. Но вот детей иметь они не могли, не при каких условиях. Именно это стоит считать основной причиной для проведения процедуры оскопления. Правители и вельможи подобным образом избавляли себя от угрозы рождения незаконных детей – бастардов, сохраняя чистоту крови.

Евнухи чаще всего охраняли гаремы своих повелителей и наводили там порядок, занимались организационными вопросами, были единственными мужчинами на его территории. Их работа щедро оплачивалась, а риск появления незаконного ребенка у одной из жен или наложниц сводился к нулю.

Мужчины становились евнухами и по принуждению, и добровольно. Многие бедные семьи отдавали своих сыновей на эту службу. Кастрация в детском возрасте переживалась в некотором роде легче. Поскольку юноши не осознавали в полной мере, чего они лишались. Гормональная перестройка организма в подростковом возрасте происходила иначе. Тело перестраивалось под изменившееся обстоятельство, набирая лишние килограммы.

Существовала и принудительная кастрация. В Китае, например, подвергали оскоплению захваченных в плен врагов. В этом случае такая процедура имела сразу два значения. Во – первых, кастрация унижала врага, во – вторых, сохранялась чистота нации, поскольку кастрированный враг уже не мог стать отцом, испортив семейное древо победителей.

В некоторых религиозных культурах оскопление совершалось в качестве своеобразной жертвы божеству. Евнух – монах, таким образом, отрицал все плотское, греховные мысли и отдавал себя полностью религиозному служению.

Сам институт евнухов возник у персов, ассирийцев и византийцев. Чуть позже он получил широкое распространение в Китае. Именно в Китае евнухи организовали настоящую прочную касту, которая давала отпор любому храбрецу, который посягал на их привилегии.

У персов и ассирийцев отношение к евнухам всегда было скорее презрительным, Суровые войны относились к ним без капли уважения.