Найти тему

Выездная налоговая проверка - театр абсурда.

фото из открытых источников интернета
фото из открытых источников интернета

Главное отличие выездной налоговой проверки от камеральной состоит в том, что можно анализировать базу данных бухгалтерских проводок, а также провести документальную проверку по принципу «есть документ - есть проводка, нет документа - нет проводки».

В ходе выездной налоговой проверки могут фактически проводиться и следственные действия. Например, если выявляются признаки теневого вывода средств (т.н. "фиктивные поставщики").

Одним словом, выездная налоговая проверка – это и есть настоящая налоговая проверка, а камеральная проверка является, по сути дела, лишь тестом на соблюдение правил заполнения налоговых деклараций.

Если формы налоговой отчетности уподобить показаниям под присягой, то выездная налоговая проверка соответствует обыску для проверки этих показаний.

На крупных предприятиях и холдингах, помимо мощного департамента бухгалтерского учета и отчетности, имеются, как правило, подразделения внутреннего аудита.

Крупные предприятия регулярно проходят аудит, обычно их обслуживают несколько аудиторских фирм, среди которых бывают даже представители т.н. «большой четверки».

Почему же в ходе выездной налоговой проверки так часто выявляют проблемных (как правило, фиктивных) поставщиков?

Фото из открытых источников интернета.
Фото из открытых источников интернета.

Чтобы ответить на поставленный вопрос, надо сначала в полной мере осознать, что выездная налоговая проверка в России в настоящее время является не проверкой достоверности бухгалтерского учета, а проверкой того, найдут или не найдут серьезные нарушения этой достоверности.

Вопрос «является ли бухгалтерский учет достоверным», вообще не стоит: конечно же бухгалтерский учет подавляющего большинства предприятий не является достоверным, т.к. в нем, в первую очередь, не отражены операции по теневому выводу средств при помощи т.н. обналички. А без обналички откуда же возьмутся средства на взятки и откаты, без которых - никуда?

В итоге сложилась парадоксальная ситуация:

  • ни для кого не секрет, что практически на всех предприятиях имеет место теневой вывод средств за счет обналички, т.е. платежей фиктивным поставщикам;
  • практически все предприятия передают в налоговые органы положительные аудиторские заключения, подтверждающие достоверность бухгалтерского учета.

Очевидно, что при таком положении дел аудиторские заключения практически не влияют на ход и результаты выездной налоговой проверки. Тем более они не влияют на расследование уголовного дела.

Поэтому, кто бы в России в настоящее время ни выдавал положительные аудиторские заключения – аудиторская фирма из Сызрани (если там, конечно, имеется аудиторская фирма), или всемирно известная компания «Pricewaterhouse Coopers» - заранее ясно, что выявить обналичку на предприятии, как правило, можно.

В случае проблем по результатам выездной налоговой проверки заказчику предъявлять претензии к аудиторам бессмысленно - проверка достоверности бухучета в аудите проводится выборочно (федеральный закон «Об аудиторской деятельности»).

При этом аудиторская выборка, как правило, согласовывается с заказчиком – ведь к аудиторам обращаются за положительным заключением, а не за отрицательным.

В результате предприниматели платят:

  • аудиторам - за положительные заключения, проку от которых при проведении выездной налоговой проверки (или в ходе следствия) никакого нет;
  • в бюджет - доначисленные по результатам выездной проверки налоги, штрафы и пени.
  • руководству территориальных инспекций ФНС- взятки по итогам выездной налоговой проверки, чтобы доначисляли, но не очень.
    Либо за то, чтобы их вообще не проверяли - убрали бы из плана проверок на 2 – 3 года и делу конец.

Основная причина этих платежей - простота выявления фиктивных поставщиков из-за неготовности предприятий к выездной проверке;

Абсурдности ситуации добавляет то, что «решать вопросы», связанные с выявлением обнала, приходится тоже за счет обнала. При этом все участники процесса, по сути дела, кровно заинтересованы в услугах фиктивных поставщиков:

  • предприниматели - из-за «оптимизации» налогообложения (реальная прибыль прячется в фиктивных затратах, вместо налога на прибыль - процент за обнал, что значительно меньше);
  • аудиторы - часто являются посредниками между предпринимателями и налоговиками при «решении вопросов» по результатам выездной проверки. Иногда аудиторы даже предлагают свои услуги и по обналу, многократно завышая в договорах цену своих услуг и возвращая разницу налом без отражения в учете. Проценты берут, правда, немалые. Как в буржуазных романах – дамы из приличного общества берут больше, чем девицы легкого поведения;
  • налоговики - не имеют другой реальной возможности поучаствовать в дележе общего пирога под названием «теневые обороты» кроме как выявлять эти обороты и получать свою долю (правила игры: нашел - получи).

Подписывайте на мой канал. Буду рад вашим комментариям.

Я аттестованный аудитор, специализируюсь на независимых бухгалтерских экспертизах.

Приглашаю на свой сайт ИНСПЕКТОР, посвященный поиску признаков теневых оборотов.