«Не мытьем, так катанием» новый руководитель АО «Томскавтотранс» пытается избавиться от последних водителей автобусов
Полгода назад мы писали о незавидной судьбе АО «Томскавтотранс» — «Так что ж вы ботик потопили?» («Томская НЕДЕЛЯ» № 25 (1402) от 21.06.2019 г.) — и были правы в своих прогнозах. Смена руководства — Сергея Световца в августе заменил Евгений Демченко — ничего не дала: с 1 января 2020 г. «Томскавтотранс» лишился последних своих двух маршрутов «Томск — Моряковский Затон» и «Томск — Ярское». Все 27 пригородных маршрутов (именно столько значится на официальном сайте предприятия) переданы в частные руки. Областной стратегический перевозчик полностью отказался от осуществления пассажироперевозок, а свою деятельность «Томскавтотранс» сконцентрировал на оказании услуг частным перевозчикам. На предприятии продолжается сокращение численности коллектива, которое началось в 2019 г.
«Последние из могикан»
Как в книге Фенимора Купера про могикан, сегодня в штате АО «Томскавтотранс» числятся последние шесть водителей автобусов и два кондуктора, которым 30 декабря 2019 г. объявили, что в январе автобусы предприятия на маршруты «Томск — Моряковский Затон» и «Томск — Ярское» не выходят — сразу 8 человек остались без работы, и им предложили… уволиться.
Начиная с 1 января 2020 г. водители и кондукторы продолжают ходить на работу по «скользящему» графику, который подписали еще в ноябре прошлого года, — по сменам: 2 дня рабочих, 2 дня выходных. По-прежнему, придя к 8:00 часам утра и уходя в 17:00, отмечаются у доктора и диспетчера, а потом весь рабочий день НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЮТ! В табеле им ставят по 8 часов рабочего времени (с 12:00 до 13:00 — обеденный перерыв). Мужчины за такую смену выкуривают по 2–3 пачки сигарет. На территории предприятия организовано несколько курилок и очень много свободных помещений, где можно высидеть положенное время.
Следует отметить, что все автобусы «Томсквтотранса» стоят в цехе по техническому ремонту и обслуживанию: два «Вектора», приобретенные администрацией области за бюджетные деньги, и четыре ПАЗика, за них предприятие рассчиталось собственными средствами в прошлом году.
Так прошел январь. За «отбывание» на территории «Томскавтотранса» 29 января выдали аванс по 7–8 тыс. рублей, примерно столько же получат в зарплату (15 февраля), то есть всего 15 тыс. рублей. Со слов водителей, обещали оплатить 2/3 средней зарплаты водителя, которая в 2019 г. составляла 30–32 тыс. рублей. Администрация своих обещаний не выполняет.
31 января водителям и кондукторам вручили Уведомления об увольнении в связи сокращением штата работников организации (от 28.01.2020 г.), в которых говорится, что «трудовой договор будет расторгнут с Вами 31.03.2020 г.». В уведомлении написано, что «в течение срока предупреждения об увольнении Вам будут направляться предложения о возможном переводе на другую подходящую Вам работу (при наличии в АО «Томскавтотранс»)». Также указано, что «при увольнении Вам будут предоставлены все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством».
Подобные уведомления получили около 15 работников, не только водители и кондукторы, но и последние два диспетчера, слесари, электрик, штукатур и даже дворник.
Начальник колонны объявил экипажам автобусов, что с февраля их перевели на 5-дневку с 2 выходными. Такой рабочий график будет следующие два месяца, до увольнения. Однако перевозчики решили сходить на прием к гендиректору Демченко и все выяснить лично.
«С понтом под зонтом»
Аудиенция у генерального состоялась 4 февраля и продлилась не более 5 минут. На вопрос о новом графике Е. Демченко ответил, что уже передумал: «Я принял решение — никто вас не будет переводить на 5-дневку. Я вас под статью подведу: вы должны были работать по 12 часов в смену, а вы работали по 8 (в январе — прим. ред.). Все — разговор окончен. Все — идите. Мое время не тратьте. Не буду вас сокращать!» На просьбу работников сократить их по закону директор предложил работникам жаловаться в прокуратуру, в трудовую комиссию, на телевидение, но «будет так, как я сказал! В любом случае. Мне дешевле заплатить трудовой штраф, чем подвести вас под сокращение!».
Поистине все познается в сравнении: водители вспоминают экс-руководителя Световца, как он разговаривал с работниками достойно, как подобает работодателю, что в 2019 г. увольняли и сокращали работников предприятия по закону. За эти полгода, видимо, новый гендиректор Демченко уже поднаторел и разговаривает с работниками «на чистом французском». Возможно, что его босс и покровитель Юрий Баев, начальник департамента по транспорту и связям администрации Томской области, дал очередному топ-менеджеру муниципального предприятия «карт-бланш», но это не повод для того, чтобы пренебрежительно отзываться о профсоюзе работников, не уважать прокуратуру и журналистов. Недаром работники обратились в прокуратуру Октябрьского района г. Томска с заявлениями о защите своей чести и достоинства после очередного «урока французского» Е. Демченко, приложив аудиозаписи.
Мы уже писали, что в «Томскавтотрансе» водители — это люди предпенсионного возраста, которые верой и правдой проработали на предприятии по 15–20 лет. Работы было много — по 7–8 рейсов в день. В смену до 16 часов накручивали по 500 км за день. Рабочий день начинался в 4:30 и заканчивался в 24:00. Люди и сегодня ХОТЯТ РАБОТАТЬ! Но им этого не дают. А главное, что такого отношения они к себе не заслужили!
Сегодня администрация «Томскавтотранса» работникам, попавшим под сокращение, на предприятии ничего не предлагает. А советует пройтись по частным автопредприятиям, попроситься на работу. Но кому нужны сегодня люди предпенсионного возраста, когда вокруг много молодых водителей без особых претензий? Было, правда, предложение от Демченко сесть на бензовозы в Новосибирске, как известно, у него там свое предприятие по доставке нефтепродуктов. Однако там нужен допуск для работы (обучение), там особый график работы.
Больше всего работники жаловались на то, что директор Демченко их психологически подавляет и провоцирует на увольнение. В январе он не раз вызывал водителей по одному к себе в кабинет и говорил: «Будь мужиком, увольняйся!». Гендиректор не скрывает, говорит открытым текстом, что на сокращение последних 15 человек у него нет денег.
«И с чистого листа»
В январе в СМИ появилась информация, что на начало года «Томскавтотранс» погасил долги перед компаниями-перевозчиками и сотрудниками. При этом гендиректор Е. Демченко сказал, что сделано это с помощью субсидии из областного бюджета, однако ни сумму задолженности, ни сумму очередной субсидии он не указал.
Напомним, что для погашения долга в 2018 г. областные власти выделили компании 59 млн рублей. Данные о бюджетной субсидии за 2019 г. не публиковались.
Летом 2019-го перевозчики «Томскавтотранса» писали открытое письмо губернатору С. Жвачкину с требованием принять меры по погашению задолженности. На 1 июня она составляла порядка 40 млн рублей. Перевозчики говорили, что отношения с предприятием остаются напряженным, несмотря на все заявления властей о выравнивании ситуации.
Число сокращенных сотрудников в 2019 г. дирекция «Томскавтотранса» не раскрыла. А ведь еще полгода назад, в июне, экс-директор С. Световец говорил, что в штате предприятия числится около 170 человек!
Со слов гендиректора, в настоящее время на предприятии проводится реструктуризация по видам деятельности, что «позволяет, исключив убыточное производство, начать работу с чистого листа и подготовить основу для самоокупаемости предприятия». По слухам, в 2020 г. АО будет реорганизовано в ЗАО, то есть перейдет из областной в частную собственность.
С 1 января 2020 г. на сайте АО «Томскавтотранс» пока ничего не изменилось, по-прежнему оно позиционирует себя как предприятие, обслуживающее межмуниципальные пригородные маршруты.
Пригородные маршруты
МАРШРУТ № 101 «пл. Ленина — Эушта — Петрово — Борики»
МАРШРУТ № 112 «Томск — Тимирязево — Борики»
МАРШРУТ № 112 «Томск — Дзержинского»
МАРШРУТ № 112 «Томск — Северный парк»
МАРШРУТ № 118 (32) «Томск — Лоскутово — Межениновка»
МАРШРУТ № 119 «Томск — Аэропорт — Томск»
МАРШРУТ № 130 «Томск — Копылово»
МАРШРУТ № 131 (16) «Томск — Кузовлево — Копылово»
МАРШРУТ № 133 «Томск — Курлек»
МАРШРУТ № 134 «Томск — Моряковский Затон»
МАРШРУТ № 141 (2, 3) «Томск — Вершинино — Ярское»
МАРШРУТ № 150 «Томск — Кисловка»
МАРШРУТ № 151 «Томск 1 — Петухово»
МАРШРУТ № 156 «Томск — Октябрьское — Александровское»
МАРШРУТ № 165 «Томск — Лучаново»
МАРШРУТ № 230 «Томск — Копылово»
МАРШРУТ № 231 «Лагерный сад — п. Молодежный»
МАРШРУТ № 301 «Томск — Верхнее Сеченово»
МАРШРУТ № 308 «Томск — Наумовка»
МАРШРУТ № 313 «Томск — Орловка»
МАРШРУТ № 330 «Томск — п. Рассвет»
МАРШРУТ № 503 «Томск — Итатка»
МАРШРУТ № 506 «Томск — Зырянское»
МАРШРУТ № 511 «Томск — Кривошеино»
МАРШРУТ № 528 «Томск — Подгорное»
МАРШРУТ № 524 «Томск — Нарга»
МАРШРУТ № 512 «Томск — Киреевск»
Ия Владимирова