Найти тему

Почему убыточны горнолыжные курорты в России?

Оглавление

Я лично регулярно посещаю Домбай, в этом году посетил впервые Архыз. Провел в общей сложности 9 дней на этих курортах в январе (6 в Архызе и 3 в Домбае), так сказать сравнение было непрерывным.

Буквально через пару недель выходит статья на портале МК, что КСК (Под управлением АО «Курорты Северного Кавказа» находятся всесезонные туристско-рекреационные комплексы «Архыз», «Матлас», «Эльбрус», «Армхи», «Цори», «Ведучи» и Каспийский прибрежный кластер) терпит убытки третий год подряд. С 2012 по 2018 годы в качестве инвестиций в АО «КСК» поступило 26,4 млрд рублей.

Я решил написать свое мнение, как потребитель услуг, как специалист в сервисе и, как предприниматель, постоянно работающий с инвестиционными задачами и, конечно, как гражданин страны, которому искренне жалко, что скромные ресурсы общества расходуются неэффективно. Все впечатления были до 20 января 2020 года, после этого могли быть любые изменения.

Мы с супругой проживаем в Краснодаре и поэтому рассматриваем горнолыжные курорты только те, где можно спокойно сесть на машину (загрузив все наши вещи, а их достаточно) и доехать до места размещения (отель, дом, квартира). Самолеты и поезда, которые требуются для посещения Красной поляны вообще не рассматриваем - все знают, что после дороги на автомобиле зимой из Краснодара в Красную Поляну нужно минимум сутки отсыпаться, как и после обратной дороги.

История и становление курорта Домбай

С Домбаем все понятно - это место потихоньку начало застраиваться с 1943 года, и к развалу СССР в 1990 году было уважаемым престижным круглогодичным курортом. Пережив падение в 90е как и вся наша туристическая инфраструктура Северного Кавказа, с начала 2000х пошла стихийная застройка.

Сначала вся территория принадлежала ведомственной турбазе, потом ее акционировали, местные власти долго не хотели брать все на баланс, особенно долго сопротивлялись монополисты Водоканал и Энергетики.

Большинство любителей горнолыжного отдыха, наверное только те, кто категорически любит только Альпы или Швецию, отдыхали за последние 20 лет хотя бы раз в Домбае. Можно сказать, эта локация в дополнительной рекламе не нуждается.

Трассы Домбая
Трассы Домбая

Моя оценка плюсов и минусов Домбая

То, что приятно радует

  1. Расположение и количество трасс - высота и время спуска. Каждый раз находясь на самом верху я получаю неописуемый восторг (смотрите фото и видео).
  2. Адекватное отношение всех спасателей и обслуживающего персонала на подъемниках, трассах. При необходимости без вопросов садятся на снегоход и едут помогать туристу.
  3. Во многих местах практически домашняя атмосфера. Даже куда мы заселялись первый раз с нас часто не спрашивали про предоплату, всячески помогая обустроиться. От чашки чая в три часа ночи в номер, до личного предложения постирать наши вещи.
  4. Активный промоушн всех видов возможных услуг, товаров, подробное описание, где что есть, как пройти к подъемникам и т.д.
  5. Демократичные цены или вернее выбор услуг на разные кошельки.
  6. Полно информации везде - сайты, соц. сети, справочники, карты.
  7. Огромный выбор всего - прокатов, товаров (меда, вязаных вещей, снаряжения и пр.), услуг вокруг туризма (инструкторы, снегоходы, экскурсии и пр.), масса разных кафе, сауны на выбор.
Греднев Илья в горах Домбая
Греднев Илья в горах Домбая

Над чем можно и нужно поработать

Доработав эти недостатки доход всех в Домбае можно существенно увеличить:

  1. Транспортная доступность: приехать и уехать можно комфортно только на машине (в сезон нужно пускать не один автобус в сутки из Краснодара). По дороге для автомобилистов не хватает автосервисов - подспущенное колесо я не смог найти сервиса, проехав 200 км! Аналогично ночью с кафе, отелями на трассе. Бывают туманы, гололеды, дожди с градом - обязательно нужны места для возможности отдыха по дороге.
  2. Отсутствие единой цены на все подъемники и нормальной информации. Я специально второй день пребывания назначил встречу на самом верху и хотел только подняться один раз и там пообщаться в кафе, но как я не объяснял в двух местах - пришлось заплатить за полную стоимость дневного абонемента. Обязательно должен быть льготный тариф для туристов, тем более они самые выгодные клиенты - трассы не эксплуатируют, а в кафе наверху оставляют деньги, много фотографируются.
  3. Слишком личное или непрофессиональное обслуживание. Могут улыбаться и стараться до раздражения, но как только что-то потребуешь за пределами стандартного поведения, то очень быстро превращаются в агрессивных и недоброжелательных людей - кассирша на подъемниках, после нескольких раз уточнения, стала громко кричать и не стесняясь просто закрыла окошко, тут я прям ощутил времена СССР.
  4. Нет возможности развлечений для тех, у кого есть еще вечером силы или в дни, когда кататься на лыжах, сноубордах нет возможности (погода, усталость). Нужны дискотеки/клубы, бассейны, SPA, медицинские услуги, кинотеатр.
  5. Нет выбора массажистов - мне это вообще не понятно! Лыжный курорт - это травмы каждый день. Мы поговорили с администраторами и нам сказали, что есть одна девушка и она берет за свои услуги 3 тысячи рублей за полчаса, но к ней надо записываться минимум за три-четыре дня.
  6. Нет на всей территории Домбая современных столовых. Кафе с ресторанчиками полно, но это другой формат и другие цены. Совокупная стоимость еды в день не опускается ниже 1500 рублей на человека в сутки. А готовить себе и накупать продукты - мало, кто хочет тратить на это время, силы. Но даже те, кто готов, упираются в следующее ограничение.
  7. На территории Домбая нет современных магазинов - ни одного Магнита, Пятерочки и пр. Маленьких полно, но в них ограниченный ассортимент и, конечно, цены выше привычных.
  8. Нет распечатанных карт с трассами, с центрами оказания услуг, кафе и пр. В электронном виде тоже ничего нет. Можно хотя бы сделать приложение для скачивания, где будет вся информация в удобном виде.
  9. Все старые и особенно полуразрушенные здания нужно снести. Лучше на их месте построить небольшие современные. А то возникает постоянно ощущения заброшенности и увядания.
  10. Однозначно убрать такие пережитки прошлого сервиса, как этот платный неотапливаемый туалет с дырками (на фото ниже).
Убогий платный туалет на горнолыжном склоне Домбая
Убогий платный туалет на горнолыжном склоне Домбая

Впечатления о горнолыжном курорте Архыз

Мы в этом году поехали туда первый раз. Так получилось, что по ивент деятельности с лета приходили предзаказы на разработку мероприятий в Архызе, но ни один просчет не превратился в твердый заказ. А в декабре друзья стали очень настойчиво звать отдохнуть с ними, утверждая, что это намного лучше Домбая и Красной Поляны, мол мы будем довольны. Замечу, что если бы они нас не позвали, то мы даже и не думали бы туда поехать - информации с других источников практически нам не поступало.

Поскольку я работаю с информацией качественно и много лет, то конечно полез посмотреть, что из себя представляет этот курорт. Аналогично поступила моя супруга (нашла проживание за 2 тыс. руб. в отличном месте) - прошерстив Booking, карты, справочники, сделав не меньше 30 звонков разным отелям, базам, гостевым домам.

В итоге мы однозначно ехали понимая, что это пока только рождающееся место, так как информации на порядок меньше, чем о Домбае или Красной Поляне. Стоимость большинства мест размещения однозначно выше, а на вопросы о питании отдыхе, многие администраторы вообще внятно не могли что-то ответить. Поэтому мы на всякий случай купили достаточное количество разных долгохранящихся продуктов, чтобы можно себе готовить неделю.

Северный склон горнолыжного курорта Архыз
Северный склон горнолыжного курорта Архыз

Что понравилось?

  1. Месторасположение всех трасс и вид с каждой на прилегающую территорию - фотографии красивые.
  2. Внешний вид зданий комплекса - современные, чистые снаружи и внутри.
  3. Бесплатные автобусы от поселка и по комплексу от центра до автостоянки.
  4. В зданиях - бесплатные чистые, комфортабельные туалетные комнаты.
  5. Возможность покупки единого проездного на целый день на все подъемники.
  6. Наличие туристического разового билета за 500 р. на часть подъемников. Непонятно, почему не на все и почему время использования ограничено 12 часами? Если он разовый, то какая разница во сколько поднимется турист?
  7. Наличие бесплатных карт, информационных сервисов, информационных стоек.
  8. Широкие тротуары между зданиями, туристам удобно просто прогуливаться.
  9. Внизу много кафе, ресторанов, есть столовая.
  10. Удобно организованы сервисы проката, недалеко от подъемников.
  11. Создана мини торговая улочка для продажи сувениров, продуктов, одежды.
  12. Централизовано играет музыка.
  13. Организованы разные локации, как фотозоны для туристов.
  14. Есть бесплатные детские комнаты и игровые уголки.
  15. Снега много - на трассы искусственно набрасывается намного лучше, чем в Домбае.
  16. Более удобные и современные подходы к подъемникам.
Подъемник на трассу в Архызе
Подъемник на трассу в Архызе

Над чем можно и нужно поработать?

1. Категории на картах горнолыжных склонов указаны неправильно. Это очень и принципиально важно! Мы приехали первый раз и мы не профи. Подошли в информационный центр, взяли карту, несколько раз все уточнили - я был уверен, что уже все поняли, а супруга еще несколько раз переспрашивала (видимо ее интуиция подсказывала, что-то не так). Поднимаясь на подъемнике уточнили у сотрудников, но они проявили халатность и неопределенно махнули рукой мол, там все понятно.

В итоге я поехал по "синей" трассе, а по крутизне она оказалась "черной". Так же как и я за 30 минут "ошиблись", больше 40 человек - я ждал, что приедут и заберут меня, поэтому было время считать и фотографировать. Почти все ругались, кто-то очень осторожно спускался, но это уже стресс, а не удовольствие. Многие, как и я, в итоге шли пару километров с лыжами в руках в гору обратно пешком. Эмоции отрицательные в этот момент конечно зашкаливают у всех!

2. Спасатели работают плохо! Банально отказались меня и других забрать со склона, со словами: "Ходить может, ничего себе не сломал - значит выберется!" На все доводы супруги, что мол может сломать, так и ответили: "Когда сломает, тогда и поедем забирать!"

Работают, как наши органы, заявление не будем принимать, пока не произойдет преступления!

3. Ужасная навигация до подъезда к горнолыжному курорту, так и на самой территории. Я наблюдал, как эвакуаторы грузили машины туристов, а водители маршруток меланхолично заметили "Да, указателей, что там дальше парковка есть правда не хватает!" Эмоции людей, вышедших с лыжами, и не увидевшими своей машины, думаю передавать не стоит, я лично успокаивал одного человека и объяснил, куда могли увезти.

Когда подъехали к самой парковке, тоже долго не могли понять, куда и как поставить машину.

Аналогично и когда вышли с машины, купили SKY PASS и т. д.

4. Не хватает навигации в зданиях и на территории. Я много фотографировал и снимал видео, чтобы показать, что часто вообще непонятно, куда идти или, как добраться.

Возможно, нужно электронное приложение, которому можно задавать вопросы и оно будет все показывать, прокладывать маршрут по территории. Но для начала нужно просто повесить обычных табличек побольше.

5. Когда поднялись на подъемнике у нас возникло желание кое-что докупить, но к нашему удивлению в Архызе купить оказалось невозможно, а мы привыкли что в Домбае всегда можем решить любую задачу, хоть на самой высокой горе.

Хотя бы по одной торговой точке с перчатками, шапочками и многим другим обязательно нужно поставить на каждом склоне.

6. На каждом склоне не хватает общепита. На южном сколе всего одно кафе наверху, которое по рабочим дням почему-то не работает. Я специально поднялся, чтобы там посидеть и просто полюбоваться видами и мне не удалось это сделать!

7. Улучшить отношение всего обслуживающего персонала. Придумали новые правила, что лыжники и сноубордисты должны пристегнутыми садиться на подьемник. Но из моего наблюдения уверенно скажу, что каждый 4й далеко не профессионал и люди на месте доставки постоянно падают, наезжают друг на друга. Им никто не помогает - такого быть не должно! А отношение холодно-формальное - это видно и чувствуется постоянно.

8. Очень странно работает система биллинга. Продают на два часа возможность подняться, но затем спуститься система не дает. О том, что не все хотят обязательно съезжать на лыжах до конца, видимо никто не догадался. Пришлось спорить и пробиваться в кабинку, чтобы доехать вниз.

9. Очень дорого стоит найм инструктора. Мы хотели нанять двух на полчаса, т. е. каждого на полчаса. Но нам категорически отказали, сообщив, что стоимость минимум 3 тыс. рублей в час за каждого.

10. Нет современной столовой. Большинство кафе и ресторанов продают блюда по явно завышенным ценам - при очень среднем уровне сервиса.

Вечером и ночью вообще поесть негде, мы еле нашли работающее кафе после 21 ч.

11. Нет возможности нанять массажиста. Нам пришлось, из-за тумана ехать на три часа дольше запланированного. У меня очень защимило спину, когда приехали в домик, стали спрашивать, где можно найти специалиста или пригласить к себе. Но оказалось, что вообще нет такого!

12. Не хватает дополнительных услуг и отдыха SPA, кинотеатра, бассейна (аквапарка) и пр.

Греднев Илья на склоне Архыза
Греднев Илья на склоне Архыза

Итоговые пожелания для всех горнолыжных курортов

Любой современный отдых - это не предмет первой необходимости, поэтому, вкладывая серьезные деньги, необходимо обращать на сотни мелочей, чтобы не получать отрицательные отзывы, а затем и низкорентабельные или вообще убыточные проекты.

Сама поездка в горы может быть вожделенной мечтой для одного из членов семьи и затем накатавшись всем, в том числе организатору поездки, требуются десятки дополнительных сервисов - это может задержать любую группу туристов, дав им массу комфорта, а они в свою очередь - спокойно увеличат бюджет, выделяемый на территории горнолыжного курорта.

1. Запустить множество интересных событий каждый день (живую музыку, программы с ведущими, театральные встречи, показы дизайнеров, вечеринки знакомств и конечно - танцы). Все говорили, что вечером скучно и некуда пойти, особенно девушки.

2. Инструктора должны быть БЕСПЛАТНЫМИ и дежурить прям на склонах, особенно в опасных местах. Эмоции благодарности начинающих или давно не стоявших на лыжах перекроют все издержки. Самое главное другое - эти люди научатся кататься, и как потребители в разы увеличат свое пребывание на курорте.

3. Практически нигде в отелях не заявлены возможности для сушки вещей после катания. В номерах нет специальных комнат, оборудования. Всем приходится мучиться с этим. Это одна из главных причин, что все уезжают через пару дней.

4. Стоимость питания не должно вызвать напряжения ни у кого и доступность должна быть круглосуточной, так как большинство приезжают на машинах. Время приезда и отъезда может быть любым. Как один из вариантов поставить круглосуточную столовую на въезде в Архыз. Желательно еще организовать доставку любых блюд, по заказу.

5. Необходимо достроить разного рода медицинские и SPA центры, плюс организовать выезд в номера любых специалистов от массажистов до психологов. Достаточно нескольких пригласить на весь курорт, при условии, что на них будет огромный спрос, пригласить еще парочку будет не трудно.

6. Нужны автосервисы на каждом курорте. Будет очень удобно приехать и отдать машину на ремонт, хоть на пару дней. Этих дней в мегаполисе очень часто нет.

7. Управляющим компаниям можно самим все доорганизовать, а если нет времени, желание, денег, то можно выставить на разных сервисах список возможностей для предпринимателей. Если нужна будет помощь в этом вопросе, то я с удовольствием организую весь этот процесс - от размещения информации до переговоров с потенциальными инвесторами/предпринимателями. Именно этим занимается моя компания Investment Agency.

Личные впечатления, как туриста

Всем желаю почаще выезжать в такие места, как Домбай и Архыз - здесь отличный воздух, глаза отдыхают от городского однообразия.

Все, кто приезжает более расслабленными и доброжелательными - люди отдыхают и это приятно!

Подписывайтесь на мой канал (Путь партнерства, инвестиций), обращайтесь в личку в социальных сетях с вопросами и предложениями.

Интересно Ваше мнение по этой статье - пишите в комментариях.

#ГРЕднев илья  #инвестиции #туризм #архыз #домбай