Здравствуйте!
Я продолжаю публиковать рецензии на игры, написанные много-много лет назад. Сегодня на очереди RTS CODENAME Panzers: Phase One, которую я прошёл и описал в далёком 2005 году. Тогда у меня ещё оставалась легкая привязанность к жанру стратегий. Она осталась ещё со времен Dune 2, Warcraft, С&С и других игр в жанре, когда я в них играл. Да и стратегий про Вторую мировую тогда было ещё не так много и они были потенциально интересны. Приятного чтения!
Царице полей требуется…
Спросите, к чему такой заголовок – поясняю. Сегодня речь пойдет об псевдоисторической RTS, которая, на первый взгляд казалась весьма заурядной и обычной стратегией. И действительно, что еще можно «вырастить» на том, поле, где царствует «Блицкриг» из-за спины которого выглядывает экс-король в лице «Противостояния»?
Поэтому игру я устанавливал с изрядной долей скепсиса, дескать, посмотрим, чего там в Stormregion придумали нового, или же ничего не придумали, а просто интерпретировали идею.
Три диска успешно побывали в CD-приводе, установка завершилась и начался вступительный ролик.
Что сразу бросилось в глаза, так это некая «киношность» происходящего – на экране демонстрировалась нарезка из основных моментов будущих кампаний (коих три) и их главными героями. К каждой из компании приписан командующий, от имени которого мы и будем действовать всю игру.
Ощущение фильма не покидает и в компаниях. В каждой миссии есть несколько скриптовых роликов на движке игры, рассказывающими небольшую историю. Это оживляет игровой процесс, и вносит интригу. Иногда так и хочется спросить, «А что же будет дальше?».
А дальше у нас три кампании на выбор – Германия, СССР и Союзники. В каждой есть набор узнаваемых исторических эпизодов. Немецкая кампания начинается с вторжения в Польшу, советская с обороны Москвы, ну а союзническая – с хрестоматийной высадки в Нормандии. Всё очень привычно и стандартно.
Но прежде чем начать рассказ о игровом процессе, задам вопрос. Как вы думаете, что очень сильно запоминалось в игре «Блицкриг? Лично мне – неудержимый танковый натиск в большинстве миссий. Пехота играла свою роль только тогда, когда этого требовал сюжет.
Здесь же совсем другая ситуация. – миссии проходятся в тесном сотрудничестве всех родов войск. Пройти миссию используя одни лишь танки крайне трудно.
Пехота в Panzers не является «пушечным мясом», а представляет собой вполне полноценную боевую единицу. Мало того, пехотинцев у нас шесть видов (есть даже танкисты), так еще их еще можно снабдить разным снаряжением, начиная от надувных лодок и заканчивая «коктейлем Молотова». Как видите простор для тактических действий вполне обширный.
Завершая рассказ о пехоте, хотелось бы сказать пару слов о том, что солдаты и их анимация сделаны на достойном (для 2005 года) уровне.
Порой приблизишь камеру и смотришь, как солдаты заряжают орудие, после чего затыкая уши, пригибаются перед выстрелом. Здорово, очень атмосферно выглядит.
Так же радует, что пехота представлена отделениями. Стрелков всегда пять, пулеметчиков (также как и медиков, саперов и других) двое.
Однако, какой бы красивой и многофункциональной не была пехота, без танков она далеко не уйдет.
…достойный король просторов..
Что ни говори, а стратегия без танков, это как бы и не стратегия вовсе, по крайней мере, если речь идет о теме Второй мировой войны.
С танками здесь тоже полный порядок, видно, что они сделаны и любовью – модельки качественно прорисованы, Представлен практически весь спектр наиболее известных танков времен войны..
Есть и некоторые новшества. К примеру, показатель бронирования, представленный как лайфбар. да ещё и в двух вариантах. Сначала у танка уничтожается броня, которая у каждой стороны танка своя, а потом уже снимаются жизни. Согласитесь, так более «реалистично» – если повредил броню, это еще не значит, что подбил танк. В тоже время, лайфбар как таковой – это уже большая условность. Еще следует отметить крутящиеся катки на танках. Мелочь, а приятно.
Подобных мелочей в игре много. Например, броня в «правильной» цветовой раскраске, в движении танк иногда подскакивает, видно, как он переваливается с боку на бок, при проезде неровностей. Особенно приятно видеть, как танки валят деревья, заборы, телеграфные столбы. Последние особенно красиво падают оставаясь висеть на проводах.
Так уж получается, что в своем обзоре, я постоянно сравниваю Panzers с Блицкригом. Эти две игры во многом схожи. Фактически, получается сравнение старшего прародителя и возмужавшего последователя, спешившего преподнести в жанр нечто своё.
И это своё присутствует. К примеру, захват вражеской техники. Доблестные огнемётчики, так нагревают танк, что экипаж буквально выпрыгивает из него, после чего натыкается на не менее «теплый» прием автоматчиков. Здесь можно спорить о историчности, по правде говоря, я не встречал упоминаний о таком методе захвата техники, однако идея заслуживает внимания.
А как же сватья-артиллерия?
Она в полном порядке тесному взаимодействию с пехотой. Поясню на примере – как вы помните, в «Блицкриге», солдаты могли перетаскивать только противотанковые пушки. Здесь же солдаты могут таскать все пушки, так что теперь, даже оставшись без тягача, можно спокойно, но медленно, дотащить орудие куда следует.
Нет здесь и безраздельного артиллерийского «произвола». Радиус действия полевой и самоходной артиллерии не большой, что не позволяет ей бить через всю карту. У тяжелой артиллерии радиус действия вообще мизерный, но это компенсируется внушительной разрушительной силой – устоять под её ударами не может никто и ничто.
Пару слов о взрывах – они здесь сделаны добротно и красиво. При попадании в воздух поднимается настоящий сноп огня и пыли – не спорю, быть может, это не совсем исторично, но на геймплее складывается положительным образом.
О штабных работниках и службе тыла
А теперь о том, без чего ни одна война не обходится – снабжения и подготовки.
Как было сказано в самом начале, кампании фиксированные, и как следствие, выбирать, кого и как атаковать мы не можем.
В каждой из кампании есть стандартный набор юнитов, с которыми мы начинаем миссию. Наши подопечные набирают опыт в боях: учатся точнее стрелять, быстрее передвигаться, не лезть лишний раз под пули. Набор опыта в таких играх уже стал нормой, поэтому здесь ничего нового нет.
Машина снабжения, которая есть у нас, спокойно латает и чинит нашу технику, но не снабжает ее боеприпасами. Их можно взять на полевом складе, который, к слову, есть далеко не в каждой миссии.
Ремонт не бесконечен. Рано или поздно запчасти кончатся и чинить технику будет нечем. К сожалению, ресурсов довольно много и даже во время долгой и тяжелой миссии, не получается все израсходовать – получается скрытое читерство, особенно если ремонт идет в горячке боя.
Однако. победу куют не только машины снабжения. Без новых кадров и техники, мы бы далеко не продвинулись. Давайте рассмотрим, как тут происходит процесс пополнения.
После каждого успешно выполненного задания, нам даются очки престижа (старожилы, сразу вспоминают варгейм Panzer General), чем лучше мы выполним задание. Тем больше очком мы получим. На них, в самом начале миссии можно набрать новой техники и добавить солдат, или же обновить имеющуюся технику. «Цены» (если это тут применимо) не дешевые, 20 танков сразу купить не получится, да и дают престижа не так много.
Что в итоге – клон, или достойный продолжатель традиций?
В итоге мы получили, красивую, в меру интересную и не скучную RTS на тему, Второй мировой войны. Да, игра не без недочетов, к примеру, есть огрехи в сфере историчности, в названиях техники. Игру не стоит рассматривать в качестве исторического учебника – это достойный ученик Блицкрига, который не превзошел, а где-то даже превзошел его (по графике).
Любителям качественных RTS на тему Второй мировой стоит присмотреться к этому проекту.