На самом деле не столько не любят вспоминать, сколько вообще стараются запутать людей, мол, это в католической бездуховной Европе были институты, которые занимались пытками тех, кто не был согласен с церковными догмами, именно у католиков были Крестовые походы, религиозные войны, сжигали ведьм и т. д. А в России все народы сами принимали православие по своей воле и абсолютно бесконфликтно, без инквизиций и пыток.
Конечно, это не так. По кровавости, жестокости, бесчеловечности и цинизму методы распространения и насаждения православия в России ничуть не уступят западнохристианским. А по лицемерию в отрицании негативных сторон своей истории Россия, к сожалению, еще и превосходит остальных. На самом же деле всю свою историю православная церковь в России сражалась с религиозным инакомыслием, конкурирующими идеологиями и мировоззрениями, не только словами, но и активно применяя принуждение, преследование, пытки, истязания и убийства...
Для тех, кто хочет более детально изучить этот вопрос, можем порекомендовать следующие источники:
1) Грекулов Е.Ф. "Православная инквизиция в России"
2) Шацкий Е. "Русская православная церковь и сожжения"
3) Булгаков А.Г. "Святая инквизиция в России до 1917 г."
4) Пругавин А.С. "Монастырские тюрьмы"
Из этих работ, наполненных конкретными фактами, станет понятно, что с первых дней крещения Руси и с началом распространения христианской веры на землях восточных славян началось насилие против тех, кто не хотел отказываться от прежнего языческого мировоззрения, происходили многочисленные убийства волхвов.
Людей заставляли принять чуждую им религию огнём и мечом. С территориальной экспансией России на восток следом приходили и православные миссионеры, которые несли Божье слово коренным народам этих земель. При этом народы, которые не желали принимать новую для них религию, всячески притеснялись, а те, кто активно сопротивлялся, уничтожались физически. Так было и с татарами, и с башкирами, и с марийцами, и с чувашами, и многими народами Сибири. Разрушались кладбища, осквернялись сакральные святилища нерусских народов Севера (ненцев). Отсюда и первоначальный успех восстания Пугачева - оно был поддержано многими народами Поволжья и Приуралья, страдавших от государственного гнёта и насильственной русификации.
Частым явлением была казнь знахарей, ведьм, иных неугодных. Например, в 1575 году в Новгороде было сожжено 15 ведьм...
Запрещалось и преследовалось скоморошество. Методы обнаружения правды ничем особо не отличались от тех, что были приняты в других странах - обливание холодной водой на морозе, протыкание родимых пятен и т.д.
Особенно преуспел в зверствованиях безжалостный Иосиф Волоцкий, который призывал правителей убивать даже покаявшихся еретиков, причем лютым способом. Как водится, этот злодей, признан святым в РПЦ...
В XVII веке грянул Церковный Раскол - по сути это русская Реформация, только с опозданием на 150 лет, причины те же - неприятие многими верующими современной им церковной идеологии и феодального гнёта. Методы борьбы с инакомыслящими у патриарха Никона, возглавившего церковную реформу, были чрезвычайно жестокими: раскольников зверски мучили и пытали, отрезали различные части тела, заживо сжигали и т.д. Общеизвестно, сожжение протопопа Аввакума, но оно было далеко не единственным. Преследования раскольников продолжались до конца XVIII века.
Инструменты подбирались соответствующие - бичи, клещи, железные хомуты. Чем не инквизиция. К тому же, нередко церковь выполняла государственные заказы, борясь таким способом и с политическими несогласными.
А в 1721 году Петр I официально учредил при Святейшем Синоде должность протоинквизитора, был создан специальный отдел, который должен был заниматься контролем поведения священников и государевых людей с точки зрения соблюдения православных канонов, допрашивать и выбивать признание.
При Екатерине I инквизицию в России официально ликвидировали, но её методы остались. Конечно, пытки и сожжения стали происходить реже - век Просвещения всё же, но зато возросла роль тюремного заключения для всех инакомыслящих, религиозной цензуры в культуре и науке. Многие монастырские тюрьмы (Соловецкая, например) в своей роли дожили до начала 20 века.
Многие исторические факты жестокости, алчности, мракобесия, изощренного садизма со стороны служителей православной церкви неприятно признавать, но это наше прошлое, это те ошибки, которые совершала Россия в период своего взросления. Их следует знать и помнить, чтобы не допустить в будущем нового взлёта клерикализма и чрезмерного влияния в обществе какой-то одной идеологии. К чему это может привести, мы только что увидели.
Тоже интересно:
Ложь Сталина о Восточной Пруссии и славянах
Кусочек старой Германии в России