Найти тему
kornilovasasha

"Человек, который удивил всех". Действительно удивил

Очень непростой фильм о мужском и женском. С Евгением Цыгановым и Натальей Кудряшовой.

(сразу предупреждаю - в тексте есть спойлеры, и их полно)) Внизу статьи - ссылка на карточку фильма.

История о том, что каждый из нас - состоит из двух частей, как символ Инь-Ян. Мужской и женской. И даже в самом брутальном мужчине-мужчине есть женская часть. И в самой нежной женщине-женщине - мужская. А жизнь, она так устроена, что тем или иным способом заставляет нас прийти к пониманию того, кто мы есть и из чего состоим.

И "инструменты" - они бывают жёсткими. Катастрофы. Потери. Болезни. Потому что иначе - не достучаться. Как ещё заставить егеря из глухой деревни осознать свою женскую часть? Только смертельной болезнью.

"Ну, ты чего, ты же мужик..." - говорит Егор своему плачущему сыну. Это - тот способ, которым воспитывали его самого. Он может уложить пару браконьеров и крепко держит в руках - работу, хозяйство - и - себя. Когда Егор приходит к шаманке - это - почти единственные слова, сказанные ею - "привык всё держать-то? А ты отпусти... Всё не удержишь".

Та же шаманка на следующий день рассказывает Егору историю о селезне, который превратился в утку, чтобы от смерти спастись. И - смерть не узнала селезня в утиной стае, мимо прошла.

Во второй части фильма Егор перевоплощается в женщину. Именно перевоплощается, присмотритесь - это не игра. Не переодевается. Перевоплощается. С этого момента - он (она?) молчит. И - как будто недоумевает - чего они все вокруг хотят? И - молча настаивает - нет, я женщина, я буду женщиной. Посмотрите - как меняется пластика движений. Как вроде бы мужская рука с облупившимся красным лаком на ногтях - прикасается ко мху, когда собирает воду. Как он убегает от преследующих его в лесу браконьеров, хотя несколько недель назад раскидал точно таких же.

Женская часть эта - она не зря так рвалась наружу. В ней была какая-то неразрешённая проблема, из детства Егора, из отношений с его матерью или сестрой. Возможно, родовая проблема, передающаяся уже много поколений. Связанная с унижением, неприятием, болью. И именно через унижение происходит катарсис, перелом.

Путь Наташи, жены Егора, в этом смысле - тоже непрост. От "будем лечиться" к "что ж ты сдохнуть не можешь по-человечески" - и - к принятию. Полному принятию, когда без слов. Я люблю тебя таким, какой ты есть, и я помогу тебе (если будете смотреть фильм - поймёте, о какой сцене я пишу).

После фильма, под впечатлением, я посмотрела несколько интервью - и с исполнителями главных ролей, и с режиссёрами. И - поняла, что это была самостоятельно живущая и развивающаяся история. Вымышленная легенда о селезне, собранная из разных эпосов. Евгений Цыганов и Наталья Кудряшова - живущие в кадре (это - не актёрская игра, это - дар и возможность пропускать через себя поток происходящего). Магические декорации из серых спутанных еловых ветвей, мха и шаманского клёкота на заднем плане.

В общем - рекомендую. Будет над чем подумать. Учитывайте, что фильм строго 18+ и в нём есть сцены сильно не для слабонервных.

Саша.

P.S. За беседу о фильме - спасибо моей коллеге Наташе Богдановой