Фирма Компаньон появилась в 1992 году,основатель Игорь Сергеевич Жуков.Предприятие начинало с того,что в модельном мире зовут конверсией.На базе серийной модели другого производителя создается тюнинговая модификация,отличающаяся от оригинала.Обычно в России конверсии штучно делают самодельщики или в небольших количествах кустарные мастерские.
Компаньон первым выпустил конверсии Саратовских машинок промышленным методом.Почти полгода в московском Детском мире распродавали крупную партию окрашенных в оранжевый цвет моделей экскаватора на базе саратовского трактора МТЗ-82 с пластмассовыми стрелой,ковшом,опорами,передним топливным баком и бульдозерным отвалом.Все элементы навесного оборудования у модели откидывались, работали штоки телескопических гидроцилиндров.
Напомню,что базовая Саратовская модель трактора Беларусь в 1992-м была еще новинкой,которую успели купить не все.Через год,полтора появились другие модификации того же трактора,фронтальные погрузчики с ковшом и крановой стрелой,вариант экскаватора с гидромолотом вместо ковша.Продавался даже набор из четырех тракторов со всеми видами навески в одной коробке.Вскоре появилась Кубань,первая в России масштабная модель автобуса.Потом последовала еще одна конверсия.В Краснодаре брали модель ВАЗ-2108 Саратовского Тантала,на крышу приделывали багажник с лодкой,сзади фаркоп,к которому цепляли пластмассовый прицеп-кемпер. Прицеп был какой-то неопределенной марки.
Позже багажником с лодкой и прицепом в Краснодаре начали комплектовать Жигули,Москвичи и Волги завода Агат.Кстати,зарубежные фирмы,например английская Matchbox,выпускали такие туристические комплекты,автомобиль с прицепом-кемпером. Позже подключился и другой производитель,Китайская Cararama.
Но настоящий сюрприз Компаньон преподнес весной 1995-го.Никто в стране еще не делал модели автобусов,только микроавтобусы.И тут появляется в масштабе 1:43 очень неплохая пластиковая модель автобуса Кубань,очень похожая на оригинал.Она почти целиком состояла из оригинальных деталей,даже руль,фары и фонари не заимствованы от каких-то ранее известных машинок.Лишь зеркала взяли от казанского КамАЗа.Цена была не выше,чем у массовых Саратовских легковушек.
Вскоре последовали модели Курганских автобусов.Сначала КАвЗ-685 с капотом от ГАЗ-53,потом КАвЗ-3976 с оперением от ГАЗ-3307.Так как салон КАвЗов и капот с крыльями были отдельными деталями,выпустить две унифицированные модели не составило труда.Колеса и сиденья у них были от Кубани,похожее по манере изготовления шасси.У этих машинок начались проблемы с качеством.Капот порой плохо стыковался с кузовом, колеса цеплялись за пол салона и кузовные арки,криво висел передний бампер.Приходилось в лучших традициях выбирать автобус,испытывая терпение продавца,пересматривать половину имеющихся в наличии экземпляров.
Одно время продавались пожарные,санитарные,военные модификации КАвЗов и Кубаней. Не уверен,что такие автобусы существовали в природе,поскольку отечественные моделисты любят фантазировать и, кстати,быстро научили этому и Китайские производители машинок
Тем временем потребитель ждал,что за Курганскими автобусами последуют долгожданные модели родственных им горьковских грузовиков.И в начале нового века Компаньон выпустил их.Первым стал ГАЗ-3307.Часть машин делали в дизельном варианте ГАЗ-3309 с пластмассовой трубой на передней стойке,часть,без трубы,в базовой бензиновой модификации.
Пожалуй,это самая неудачная модель фирмы.Настоящий грузовик ГАЗ-3307,на мой взгляд,внешне более красив.Тонкие передние стойки кабины,удачные пропорции капота и крыльев,большое расстояние между крыльями и передними колесами.Краснодарских моделистов угораздило испортить всё,стойки кабины получились непропорционально толстыми,с неправильным углом наклона,ветровое стекло узкое.Передние колеса почти цепляются об арки крыльев.Сама кабина относительно рамы у большинства экземпляров как будто завалена на левую сторону.Криво висит облицовка.Значительно лучше у Компаньона получился ГАЗ-53-12, появившийся примерно годом позже.Его кабина похожа на настоящую.
У Горьковских грузовиков,Курганских и Кубанских автобусов одинаковые узлы шасси.Компаньон сделал автобусам и грузовикам абсолютно разные шасси.Одинаковы только колеса.У Кубани и КАВЗа шасси в виде пластины с нанесенными агрегатами,а у ГАЗов,отдельная рама лесенка и выполненные в виде отдельных деталей мосты и рессоры.Автобусный вариант в Краснодаре получился менее правдивым,зато исполнен более качественно.
Шасси Краснодарских моделей ГАЗ-3307 и ГАЗ-53 сделано из одинаковых деталей.А их качество,к сожалению,далеко не идеальное.Мосты и рессоры немного перекошены.Безобразен изогнутый,как оглобля,карданный вал.Со дня своего появления ГАЗы выпускали в разных вариантах,бортовые,фургоны,специальные.Позднее появились цистерны и самосвалы.Некоторые кузова получились великолепно.Например, почтовый,мебельный и продуктовый фургоны.Неплохо смотрятся бортовые платформы старого и нового образца,кузов изотермического фургона и рефрижератора.Вполне приемлемы бочки автоцистерн.
Кузов вахтового автобуса сам по себе неплохой.Но ради удешевления производства кузова машины технической помощи и автозака сделали такой же формы,как у вахты,только с меньшим количеством окон.Но я не уверен,что у прототипов унификация кузовов абсолютно такая же.Сделать самосвал с трехсторонней разгрузкой в масштабе 1:43 сложно.Поэтому кузова сельскохозяйственных САЗов от Компаньона откидываются только назад.Очень интересной получилась новинка 2007 года,коммунальный ГАЗ с пескоразбрасывателем и подметальной цилиндрической щеткой.
К сожалению,такому предприятию в наших условиях приходится преодолевать немало трудностей.Как-то в журнале Автомобильный моделизм директор Компаньона Игорь Жуков рассказал о намерении выпустить массовую модель Бычка.Но вместо Компаньона это сделали китайцы.Они,в отличие от потенциальных Российских производителей,не дремлют.
Да,у моделей,выпускаемых Компаньоном,много недостатков.Да,пластик, из которого когда-то делали навеску для тракторов,а теперь целиком весь грузовик,некачественный,вечно кривой и на ощупь какой-то неприятный. Но,подчеркиваю,новых фирм,сумевших в условиях современной России с нуля наладить массовое производство автомобильчиков в масштабе 1:43, создавших свой оригинальный модельный ряд и продолжающих успешно работать в течение многих лет,практически нету.(Производимые свою продукцию в РОССИИ)Поэтому деятельность Компаньона,несмотря ни на какие недостатки его продукции,заслуживает высокой оценки.
Если тебе понравилась статья,подписывайся на канал про масштабные модели.Ставь лайк и комментируй.
Продолжение следует...