Компьютер уже давно стал и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. И дети зачастую знакомятся с компьютером «с пелёнок». Перед родителями встаёт дилемма: специалисты разделяются во мнениях, когда же следует начинать это знакомство.
Одни уверены, что знакомить детей с компьютером можно уже с трёх лет, другие же считают, что это знакомство следует отложить до 5-7 лет, так как компьютер не может дать ребёнку незаменимый опыт, который он получает от общения с родителями, педагогами, сверстниками и детьми более старшего возраста. Однако допускаются определенные норма, когда приветствуется какая-либо работа за компьютером в течение непродолжительного времени. Для 3-4 летнего ребёнка это 10-15 минут в день, 5-6 лет - 20-30 минут, 7-8 лет - 40-60 минут .
Для полноценного развития дошкольник должен рисовать, лепить, конструировать, в том числе и из бумаги и из различных природных и материалов, читать, играть в различные виды игр и компьютер не сможет заменить ни одно из этих занятий, но может использоваться как дополнительное средство развития ребёнка. Занятия на компьютере развивают у ребёнка быстроту реакций, мелкую моторику, память, логическое и абстрактное мышление, зрительно-моторную координацию, способствует формированию таких важных структур, а познавательная мотивация, произвольные внимание и память. Для детей шестилетнего возраста особенно важно развитие этих качеств, так как именно они свидетельствуют о психологической готовности ребёнка к школе. Компьютер ускоряет и оптимизирует процесс мышления, даёт возможность получить больше информации. Игры помогают научиться принимать самостоятельные решения, а так же быстро переключатся с одного действия на другое.
Всё вышесказанное говорит в пользу того, что компьютер - это друг дошкольника. Но, есть вероятность того, что компьютер может стать ему врагом. Это происходит в тех случаях, когда дети не соблюдают простые правила, установленные, чтобы свести минимуму негативное влияние компьютера на здоровье и психику ребёнка.
Это происходит в тех случаях, когда родители не соблюдают простые правила, установленные для того, чтобы свести к минимуму негативное влияние компьютера на здоровье и психику своего ребёнка.
Основные факторы негативного влияния компьютера на организм дошкольника это:
1. Нагрузка на зрение. Сидя перед компьютером, мы не замечаем постоянного мерцания экрана и его свечение, которые приводят к напряжению внутриглазных мышц, из-за этого часто развивается синдром сухого глаза.
2. Стеснённая поза. В результате долгого сидения в неподвижном положении появляются головные боли, онемение, боли в мышцах шеи, плеч и спины.
3. Излучение. Несмотря на то, что от современных мониторов излучения исходит мало, как от любого электрического прибора, нельзя списывать этот фактор.
4. Воздействие на психику. Может вызвать психическую зависимость, стать фактором стресса, раздражительности, повышенной возбудимости, это касается особенно гиперактивных детей.
Несомненно компьютер – это дополнительное средство развития дошкольника и способствует развитию психических качеств, которые в последствие будут необходимы ребёнку в школе, но без должного контроля со стороны взрослых компьютер может из полезного средства развития ребёнка превратиться в источник отрицательного влияния на психологическое и физическое здоровье дошкольника.