Сразу дам ответ. Мы пытались на КамАЗе переехать трамвай, в сцепке из трех вагонов, но не смогли.
Теперь об этой жуткой аварии в продолжение Краснодарской истории.
Жизнь каждому из нас задает много вопросов, но, наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни задавался вопросом: а где взять деньги? Денежный вопрос – это важный и серьезный вопрос. «Деньги позволяют решить такие проблемы, которых без денег у вас бы не было». «Мы бы давно гребли деньги лопатой, да где её взять?»
«Смелость города берёт!
– Ага, а глупость – кредиты».
Ну что же за глупости нужно расплачиваться, а как?
И тут мне поступает предложение от моей сослуживицы Натальи К.
После стольких лет тотального дефицита во время коммунистического правления, рынок был еще далек от насыщения некоторыми видами товаров, в том числе и продуктами питания. Такая ситуация возникла с сахаром. Оказалось, что в городе был его дефицит, а в Самаре есть база, где он продается. Все очень просто нужно его купить, привезти и продать. Все просто, но опять где их взять эти деньги? Надо взять их у потенциальных покупателей по предоплате.
Была разработана схема, Наталья сидит на телефоне и обзванивает бюджетные организации: школы, детские сады, больницы. Одним словом, там, где работают в основном женщины-хозяйки, уж им то сахар всегда нужен, тем более это не портящийся продукт.
Поехали, собрали на полмашины денежную дань, вывернули свои карманы, осталось найти машину. Ну, тут совсем просто, многие машины стояли без работы, бери в аренду любой грузоподъемности. Начали с ЗИЛа.
Утром подъем в 5-30 и в гараж, и в путь за сто километров до Самары. На базе из полиэтиленового пакета вываливаешь пачки, перетянутых резинками денег, на стол кассира, которая пересчитывает их вручную. Затем подгоняешь машину к ангару, там погрузчиком забрасывают мешки в кузов, получаешь накладную, увенчанную печатью и в обратный путь.
По возвращению в город, нужно доставить товар по назначению. Сложнее было с разгрузкой. Поскольку в означенных организациях работали в основном женщины, то приходилось таскать 50-ти килограммовые мешки на своей спине. О сколько я их перетаскал в тот период.
Месяца три тяжелой, динамичной работы за кассира, за экспедитора и за грузчика пролетели. Основную часть долга я погасил, оставались копейки. В пятницу и субботу (база тоже работала) я начал привлекать своего племянника – Сашу. Ему тренировка, а мне помощь, тем более грузоподъемность транспорта увеличилась, мы перешли на КамАЗ.
Апельсиновая история
Дело шло к Новому году, и вот однажды приезжаем очередным рейсом на базу, а там необычное оживление у покупателей, толпятся у кассы, а кассира нет. Оказывается, с южных краев приехали апельсины несколько вагонов и как раз идет разгрузка. Я тоже беру ориентировку на апельсины, стоим в очереди. Появляется кассир, покупаю апельсины, и вот здесь начинается апельсиновая история. Поскольку, товар новогодний, то самарские товароведы уже подогнали свои грузовики гораздо раньше нас.
Становимся в длинную очередь на погрузку, а Солнце клонится уже к западу. Это я к слову, т.к. Солнца не было, и шёл мелкий снег.
В 18 часов база закрылась, придется стоять в очереди всю ночь. Кабина КамАЗа хоть и вместительная, но втроём в ней спать тесновато.
У меня в Самаре жил друг – Олег, бывший сослуживец и я поехал к нему в гости. В магазине купил закуски, а к ней, как и полагается бутылку самарской водки.
Друг накрыл на стол, и мы просидели до полуночи и он ещё бегал за добавкой, хотя я протестовал.
Утром приезжаю на базу, наша машина ещё пустая, но уже гораздо ближе к открытым дверям. Спрашиваю у шофера Серёги, как спалось, отвечает, что было холодновато, поэтому приходилось эпизодически включать двигатель и печку для обогрева.
Подошла наша очередь, и мы загрузили полный кузов деревянными ящиками с апельсинами. Все отлично, настроение прекрасное, сегодня и погода солнечная, поехали.
На дороге оказалась пробка от прибывающих самарских машин. Пока стояли, продали два ящика апельсин самарским жителям. Деньги в дороге всегда нужны на всякий пожарный. И этот пожарный момент наступил.
Едем параллельно эстакадному мосту, который остается слева и поднимается все выше и выше, впереди переезд через трамвайные пути. Замелькали мостовые колонны, пространство под мостом стало просматриваться. Вижу, слева под этот мост въезжает трамвай.
Кричу: – Серёга! Трамвай.
Только сейчас водила Серёга повернул голову налево, после чего ударил по тормозам. Груженый КамАЗ, почти не сбавляя скорости, заскользил по накатанной снежной дороге. Я считаю вагоны, чего там считать три вагона в одной сцепке. Первый вагон проехал, а во второй в его заднюю площадку врезается наш грузовик. Удар оказался настолько сильным, что сразу вылетело лобовое стекло. Под действием сложившихся скоростей и сил, КамАЗ резко разворачивает в направлении движения трамвая. В этот момент меня неведомая сила отрывает от сидения и выбрасывает через свободное окно в сугроб. Я падаю перед бампером машины. Тут же вскакиваю и отбегаю в сторону, так как КамАЗ продолжал движение и мог меня элементарно раздавить.
Мотор заглох и пошёл пар, машина остановилась, остановился и трамвай. Открылись двери первого и третьего вагонов. Несколько ящиков вылетели из кузова и по трамвайным рельсам рассыпались апельсины. Пассажиры из заднего вагона стали выходить и быстро собирать новогодние подарки.
В этот момент подъехала милицейская машина, проезжавшая мимо. Пассажиров трамвая попросили не собирать небесные дары и лучше удалиться.
Хорошо вмешалась милиция, иначе наш грузовик мог подвергнуться разграблению. Милиционеры отнеслись с пониманием, но спросили, нужно ли вызывать ГАИ для оформления аварийной ситуации. Тут подошла водитель трамвая. Я сказал, что не нужно, и мы сейчас поедем в трамвайное депо и на месте возместим все убытки.
Отдаю все деньги шофёру с напутствием, чтобы он закрыл эту проблему. Он садится в трамвай, который постукивая на рельсовых стыках, отправился в депо.
Когда трамвай уехал, то на месте аварии остались следы, где колеса вагона продавили параллельный с рельсами путь. Грузовиком был выбит второй вагон, но сцепка не разорвалась, она спасла его от опрокидывания и переезда нашим КамАЗом. Этой же сцепкой вагон был затащен обратно на рельсы. Если бы трамвай был из одного вагона, то возможно были бы и жертвы. Страшно об этом подумать.
Спустя три года (в 1998 г.) аналогичная авария произошла в Ульяновске. Там КамАЗ с прицепом въезжал на мост, и у него сломалась сцепка, порвались шланги тормозной системы и электропроводки. Прицеп стал неуправляемым и по инерции скатываясь, таранил трамвай, в результате аварии погибли два человека, ранены 14, а сам трамвай был разбит всмятку. Там удар пришелся тоже во второй вагон, но только в его переднюю часть. Причиной той катастрофы была признана техническая неисправность [1].
У нас причина – человеческий фактор. Позднее, пытаясь разобраться в такой халатности, спрашивал водителя, в чем причина невнимательности? Я сижу крайним справа, и первым замечаю пресекающий трамвай, чем ты сидящий слева? Притом, я не за рулем и не в должной форме после ночных посиделок с другом. Вразумительного ответа я не получил, почему не снизил скорость перед переездом, почему не контролировал и не прогнозировал ситуацию. Про генетику я уже не спрашивал, и про запоздалую реакцию тоже.
Развязка истории
В это время проезжал грейдер, расчищая дорогу. Останавливаю и прошу его отбуксировать покалеченную машину, набитую доверху апельсинами. Тут же подцепили трос и отбуксировали грузовик под мост, чтобы не мешал движению, да и подальше от людских глаз. Рассчитался с ним несколькими апельсинами, положив в полиэтиленовый пакет, освобожденный от денег.
Оставляю племянника на хозяйстве в КамАЗе, а сам отправляюсь в ближайшее автохозяйство за танком для буксировки нашего покалеченного грузовика. Саша пожаловался на голову, оказывается, в то время, когда я без задержек вылетел в окно, он ударился головой в верхний край острого борта, удерживающего стекло, и на десяток секунд был в отключке. Хорошо, что у него на голове была шапка ушанка. Шофёр Серёга тоже бы в нокауте, баранка автомобиля была помята.
Так почему наш КамАЗ не опрокинул трамвай? Сработала физика в виде четырех причин: 1) оба транспортных средства были в движении, причем векторы движения были направлены под углом 90 градусов; 2) трамвай состоял из трех вагонов, а удар пришелся в средний вагон, который был кратковременно выбит из колеи; 3) скользкая дорога; 4) удар пришелся в нижнюю часть вагона.
Остановлюсь на четвертом пункте, который сыграл одну из решающих ролей, почему был развернут КамАЗ и после встречи послушно двинулся в попутном направлении. Я как физик могу назвать главную причину – это трение. В первом случае, в момент удара возникло огромное трение, во втором случае – слабое трение под колесами грузовика. Со слабым трением на скользкой дороге – это понятно каждому, кто учился в школе, а что значит огромное трение.
Здесь я сделаю отступление от данной темы. В институте, где я работал, была разработана машина для отбивания пустой породы (кварца) от кристаллов слюды. Основой послужили два изобретения, в которых слюдяному кристаллу резко добавляли кинетическую энергию, после чего он торцом ударялся о бронированную футеровку. Некоторые эксперименты были сняты на скоростную камеру. При просмотре кино с нормальной скоростью многие специалисты были удивлены увиденному, и никогда бы не поверили, если не увидели картину своими глазами.
Происходило следующее. В момент удара кристалл начинал расщепляться не с фронта удара, а сзади. Казалось бы, все должно происходить наоборот, под ударом кристалл должен расщепляться от футеровки, а не с противоположной стороны, как происходило на самом деле. При ударе между кристаллом и броней возникало огромное трение, которое не позволяло кристаллу расслаиваться. Ударная волна при этом, пробегая по всей поверхности, дойдя до границы раздела сред (слюда – воздух) резонировала на его конце, который был свободен. От воздействия волны межпластинчатые связи резко ослаблялись, и кристалл начинал расслаиваться.
Точно такая же ситуация произошла с нашим грузовиком. В момент удара возникло контактное соединение, за счет этого движущийся трамвай резко дернул грузовик, и его развернуло в попутном направлении. И это спасло пассажиров вагона.
Буксировка на расстояние в 100 км
Приезжаю в транспортную компанию, нахожу начальника гаража, и он меня не обрадовал. С его слов в гараже только один вездеход, да и тот где-то в работе и появится после обеда. Кроме того у него нет жесткой сцепки, а нам нужна именно такая. И последнее, на что сделал упор – это стоимость буксировки, но здесь следует разговаривать с руководителем. Руководства не было на месте, но секретарь сказала, что шеф должен подъехать. Шеф подъехал, и двинулся в кабинет, я за ним, и без разлития воды выложил свою просьбу. Тот, отреагировал тем, что мне нужно обратиться сначала к завгару, узнать технические детали. Я ему в ответ, что с его подчиненным я уже переговорил и обрисовал обстановку вокруг вездехода и сцепки. Шеф просит через секретаршу завгара к себе на ковер.
Предварительно договорились, что мне нужно приехать часа через три, к тому времени вездеход должен подъехать, а жесткую сцепку шеф приказал найти. Завгар ушел, стали договариваться о цене. Цена была озвучена, но у меня таких денег, естественно, не было, по факту у меня их не было вообще, все деньги были отданы шофёру за уплату на трамвайный наезд.
Я не стал блефовать и честно признался, что недостающую сумму я передам водителю вездехода. Он посмотрел внимательно в мои честные глаза, потом отвел взгляд в окно и после паузы добавил: – Я вам верю.
Я вернулся под мост, в кабине сидели двое. Водила сказал, что обстановка спокойная и он рассчитался за подбитый трамвай, и у него даже остались деньги, которые выложил на полку бардачка. На аренду вездехода денег, конечно, не хватало, но хоть что-то.
Далее, прошло как по сценарию, который был озвучен минутой раньше, и мы прибыли в славный город Тольятти уже в потемках. КамАЗ отбуксировали в гараж, место его постоянной дислокации, накрыли брезентом и поехали к моему диспетчеру, где я отдал самарскому водителю недостающую сумму.
Послесловие
Когда КамАЗ разобрали, то я ещё раз удивился той силе удара, когда увидел две дважды изогнутые мощные тавровые балки, на которых было смонтировано шасси грузовика. Еще раз поблагодарил судьбу, что никто не погиб, и никто не был ранен. Моей вины в той аварии не было, но осадок от случившегося остался на долгие годы.
1. В Ульяновске вспоминают погибших в аварии с трамваем и «КамАЗом» из Сызрани / URL: http://ktv-ray.ru/novost/v-ulyanovske-vspominayut-pogibshih-v-avarii-s-tramvaem-i-kamazom-iz-syzrani/29284/
Господа и товарищи, подписывайтесь на канал, и всем здравия.