Найти тему
Talk Time

Малевич Чёрный квадрат почему так дорого и популярно?

Чёрный супрематический квадрат — работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году[1], одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в мировом искусстве.

«Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции; является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест».

Предшествовавший созданию картины период с 1910 по 1913 год был решающим в развитии русского авангарда. В это время движение кубофутуризма достигло своего апогея и начали появляться новые художественные направления. Кубизм и его метод «геометризации» уже казались художникам односторонними. Одни художники стремились к более тонкой и сложной согласованности искусства с природой. Другим в кубизме мешала его неизменная привязанность к «предметности» изображения. Таким образом в русском искусстве образовались два пути начавшегося движения к «чистой беспредметности». Во главе одного, названного конструктивизмом, стал В. Е. Татлин. Во главе другого движения, названного супрематизмом стоял К. C. Малевич.

Знаменитая картина поделила на два периода не только жизнь художника, но и историю художественного искусства.

С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются.

Родоначальник супрематизма

Как известно, идущие по чужим следам не оставляют своих. Даже если идут красиво. А вот осмелившиеся пошагать по непротоптанной и неизведанной дороге всегда вписывают свое имя в историю как родоначальники нового направления, нового жанра, тем самым становятся известнее своих более талантливых и даже гениальных коллег.

Живопись здесь не исключение. Первооткрыватели новых музыкальных жанров гораздо прочнее вписываются в социокультурное пространство и историю, чем их последователи, символом всех фильмов ужасов стал «Кошмар на улице вязов», а не куда более реалистичные и захватывающие новые картины.

Казимир Малевич, в свою очередь, стал родоначальником нового и во многом революционного направления в живописи – супрематизма, суть которого выражалась в изображении плоских геометрических начертаний. До начала 20 века русское художественное творчество было реалистичным: изящные сочетания цветов, понятные невооруженному глазу предметы и посыл. Малевич осмелился нарисовать то, что смог бы нарисовать и осел хвостом, тем самым отчасти удивив ценителей искусства и заставив говорить о себе как о родоначальнике нового направления.

Посыл обществу

Малевич прославился на весь мир еще благодаря своему знаковому акту. Традиционное искусство устарело и всем надоело, традиционное искусство скучно, живописцы стремятся передать окружающий мир в его мельчайших подробностях, забыв о творчестве и полете фантазии, даешь абстракцию! Возможно, это был бунт и против коммерциализации искусства, отрицание старой школы. Ну и, конечно, все это было своевременно. Начало 20 века как никогда подходило для революционных экспериментов и нарушения вековых традиций. Это было время, когда было очень легко привлечь к себе внимание. Не то что наш просвещенный век, когда кляксу могут почитать за высокое авангардное искусство «не для всех».

Выходит, Малевич стал не только родоначальником нового направления, но и революционером в мире живописи, кардинально изменив роль искусства в обществе. Теперь картина может восприниматься не как объективная форма, одинаково понятная каждому, а как субъективное восприятие. Черный квадрат у каждого человека вызывает собственные, отличные от чувств других людей, порой противоречивые, чувства. Ноги современной абстракции, когда на высокохудожественных выставках можно повстречать кляксы на холсте, как-раз из черного квадрата и растут. Плоды революции, батенька.

Заключение

Как видно, успех Казимира Малевича был неслучайным и сильнейшим образом повлиял на дальнейшее развитие искусства. Роль традиционного творчества была унижена, и столь незавидное положение у него сохраняется вплоть до наших дней. Сегодня творцы излишне субъективизировали свои произведения и пытаются навязать обществу их как авангард для избранных. Холст с набором разноцветных клякс ты должен воспринимать как экзистенциальную картину бытия или утренний пейзаж на берегах Женевского озера. Не воспринимается? Тогда ты еще не дорос до высокого авангарда. Подобная субъективизация привела к тому, что сегодня искусством можно воспринимать абсолютно все… Роль мастерства и умения переместилась на второй план, уступив место пиару и рекламе.

К тому же, успех Черного квадрата стал лакмусовой бумажкой для общества. У банальной примитивщины сразу появились свои ценители, критики стали привлекать к картине внимание, слава пришла к художнику без помощи всемогущих интернета и телевидения. Общество, можно сказать, подсело на супрематизм, что говорит о том, что традиционные формы изобразительного искусства действительно устарели и утратили свою актуальность с появлением фотографии.

Интересно, что подобные лакмусовые бумажки были опущены в общество и ранее, с 17 века. Это и Роберт Фладд с его «Великой тьмой», и «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда, «Битва негров в пещере темной ночь» Альфонса Алле и некоторые другие. Однако все они остались не замечены. Общество 17-19 веков было не готово к примитивизму. И только предреволюционная Россия, погрязшая в бунтах, Первой Мировой и готовившаяся к огромным переменам, восприняла Малевича как оригинального автора. Малевич раскусил суть разлагающегося общества того времени и будущего искусства вплоть до наших дней: неважно, что – главное, как подать и продать.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц