Найти тему
Ник В.

Lancia от Tipo 51 до Ypsilon

Lancia история марки

Однажды, пару лет назад, идя со спиннингом вдоль поволжской речки увидел у деревенского сарая полуразобранный остов странной машины. «Неужели «Yugo?» -подумал я, и подошел рассмотреть. Оказалось все еще необычнее – это были останки раллийной иконы на все времена Lancia Delta Integrale, разумеется в гражданском ее варианте. Как она попала в полузаброшенную деревушку в Среднем Поволжье и почему так закончилась ее жизнь – понятия не имею. Но это был единственный раз, когда я видел машину известнейшей в прошлом марки Lancia. А марка конечно же стоит того, чтоб о ней рассказать поподробнее. Фотоаппарата под руками не было, поэтому запечатлеть это удивительное зрелище не удалось, а фото для иллюстрации рассказа из Интернета.

-2

А начиналось все в далеком 1906 году, когда Винченцо Лянча, сын богатого промышленника решил организовать свою автомобильную компанию. Ему показалось, что это куда более удачная идея, чем заниматься производством консервов, как его отец. Тем более, что он уже успел к той поре поработать в компании Ceirano (где он в теории числился бухгалтером, но на деле занимался разработкой машин). После первых успехов братья Чейрано понимают, что без больших денег промышленное производство автомобилей не организовать, усиленно ищут инвестора и находят его в лице отставного генерала Джованни Аньели, который организует FIAT, а компания Чейрано со всеми своими сотрудниками и наработками вливается в него. Винченцо Лянча же нанят в новую компанию водителем-испытателем, а по совместительству и гонщиком в заводскую команду. Причем, участвует в гонках он столь успешно, что из нескольких десятков гонок за FIAT он выиграл почти в половине.

Точно не известно, что подвигло Винченцо к тому, что он ушел из FIAT, но в 1906 году была зарегистрирована компания Lancia, а в 1907-м увидел свет их первый автомобиль – Tipo 51. И уже в нем стали проявляться отличительные особенности Lancia в конструировании – инновационность множества решений - так, в следующей модели Tipo 53 шестицилиндровый двигатель был собран из трех двухцилиндровых, а в Tipo 54 (1909 год) блок цилиндров начали отливать, как цельную деталь.

-3

И всегда Lancia и спорт были неразделимы. Именно Винченцо Лянча в 1922 году закладывает первый камень в строительство легендарной трассы «Монца» на которой до сих пор ежегодно проходит этап Формулы-1. После внезапной смерти Винченцо Лянча в 1937 году фирму возглавил его сын Джанни, но ставка на спорт не изменилась - Lancia участвует во множестве соревнований и регулярно оказывается среди победителей и призеров. Однажды они сделали даже попытку поучаствовать в вершине автоспорта – Формуле 1. Конструируется гоночный болид D-50 с двигателем расположенным по диагонали (!), а за руль садиться двукратный чемпион мира Альберто Аскари. Болид весь сезон борется с детскими болезнями, а когда наконец все начинает приходить в норму Аскари гибнет при странных обстоятельствах и Джанни Лянча принимает решение прекратить участие в гонках Формулы-1 и передать все наработки фирме Ferrari. Уже в следующем 1956 году Мануэль Фанхио на болиде со странным названием Ferrari-Lancia, который был все тем же D-50, становится чемпионом мира. Но поезд Формулы-1 для Lancia ушел навсегда.

В 1969 году Lancia переходит под контроль клана Аньели и включается в состав концерна FIAT, где для популяризации марки сделали ставку на ралли. Первой раллийной моделью становится Fulvia HF на которой в 1972 году Lancia выигрывает чемпионат мира.

-4

В 1974 году появляется выигрывающая все подряд вплоть до появления полноприводных машин Stratos HF (единственно, кто составлял ей конкуренцию был другой шедевр концерна - FIAT 131 Abart Rally). А в 1987-м году на арену выходит наконец Lancia Delta HF, которая выигрывала чемпионат мира по ралли шесть раз подряд. Именно ее гражданскую версию я встретил совершенно неожиданно в полузаброшенной деревне, разобранную и проржавевшую до дыр. А то, что я подумал, что это югославская Yugo – не случайно: и у Lancia Delta и у Yugo один дизайнер – Джорджетто Джуджаро. Его лаконичный, угловатый стиль сложно не узнать, а вот перепутать его дизайнерские работы - запросто.

-5

К сожалению, все эти великие машины в далеком прошлом, а ныне Lancia производит лишь Ypsilon– собрата по платформе FIAT-500. И завод перенесен в Польшу.

Авто
5,66 млн интересуются