- Сеттинг.
Да, он есть в плюсах – за свою очаровательность. И минусах – за свою сложность. Незнакомый с придворными замашками и законами читатель «Трех мушкетеров» не сразу поймет, что происходит в книге, кто кем кому приходится и почему вообще у Ришелье такая власть. Не говоря уже об исторических сражениях.
- Не слишком интересные герои второго плана.
Речь тут конкретно про Атоса, Портоса и Арамиса. Кроме внешности и парочки, как бы сейчас сказали, «клоунских» повадок (которые нужны, чтобы читатели, собственно, отличали их друг от друга), они представляют собой одного персонажа. Дружного, верного, но одного. Оттого они кажутся безликими.
- Зубная формула Миледи.
Многим нравится Миледи, как образ – особенно после многочисленных экранизаций. Правда, в книге есть одна конкретная деталь, которая существенно – для некоторых – попортит ее образ: так, у Миледи… в книге нет зуба.
- Герои проигрывают в «моральном» плане экранизации. Да, увы, но это так: советская экранизация облагородила главных героев. В книге же они (помимо, как уже было сказано и упомянуто, однотипности) все, включая д’Артаньяна, алкоголики и альфонсы. Иными словами, не слишком приятные люди. Атос так вообще алкоголик (вероятно, именно поэтому у него, единственного, нет пассии).
- Отсутствие необходимости читать книгу в силу наличия большого количества экранизаций. И не только их! Советская экранизация хороша, мультфильмы – еще лучше, а есть и зарубежные… «Три мушкетера» уже давно ушли в народ, став рассказом «на устах», люди знают о них все с младенчества. А по факту ничего особо нового книга – в сравнении с экранизациями – предложить не может (ну, разве что роман д’Артаньяна, который метался между Миледи и ее служанкой), что как бы говорит об отсутствии необходимости ее читать.
Скоротать вечерок за этим чтивом можно и даже, если возникнет желание, нужно – все же это классика. Тем не менее, мало что в книге сейчас может удивить современного читателя и зрителя: ни сюжетные повороты (в силу знакомства с мультфильмами и фильмами про персонажей с раннего детства читающего), ни персонажи (в силу их не слишком красивого времяпровождения и поведения) не могут удивить. А вот зацепить стилистика и история своим сеттингом – вполне может. Тем, кому по душе рассказы о старой Франции, крайне рекомендовано к прочтению данное произведение, особенно тем, кто увлекается историей – будет интересно и забавно искать параллели с настоящими событиями. Иным же без особого желания книга и без надобности.
В конце концов, все знают, кто такой Ришелье, а кто такой д’Артаньян.