Иногда такой вопрос задают родители, приводящие своих детей на тренировки или взрослые, которые приходят тренироваться сами в наш клуб айкидо. Возможно, в других клубах тоже задают подобные вопросы, не знаю. При общении с коллегами других видов боевых искусств эти вопросы почему-то не "всплывают". Да и не так уж он важен. Просто захотелось поразмышлять вслух.
Лично я отвечаю на этот вопрос так: одинаково легко и одинаково трудно. Что тех, что других. Естественно, что подходы к тренировкам у обучающихся разные и методика обучения тоже. Всё же дети и взрослые имеют различный жизненный опыт.
Начнём со взрослых. Они старше, их надо уважить. Взрослые люди, приходящие в секцию часто очень хорошо понимают, куда они пришли и зачем, чего они хотят. И они очень стараются научиться. В этом им здорово помогает их жизненный опыт, понимание необходимости обучения. Само умение учиться. Если они чем-то раньше занимались, пусть даже в детстве, это тоже в помощь. Но! Как говорил один товарищ: "Это только одна сторона медали, но есть и другая сторона!". Этот же предыдущий опыт может стать и своего рода помехой в освоении новых знаний и навыков, вернее, не помехой, а тормозом. Часто бывает трудно отринуть весь прежний опыт. В этом случае я советую его просто "отложить в сторону", на время. Некие "шоры" мешают просочиться новым знаниям. Даже не так. Теоретически, говорят, всё понятно, а вот практически - не всегда получается. Как там у Шуры Балаганова, "машинально"? Прежний опыт мешает на первом этапе. Потом он обогащается, дополняется новыми знаниями, умениями, навыками.
Теперь дети. Здесь картина немного другая. Я бы даже сказал - диаметрально противоположная. Отсутствие опыта не мешает. а наоборот помогает в освоении нового, нет взрослых "шор". Запись практически на "чистый лист". Но здесь другая проблема. Детей часто приводят родители. И не так - "мама, папа, здесь неподалёку (две, три остановки) есть зал айкидо, я хочу там заниматься". Просто родители приводят своего ребёнка в зал, основной критерий в основе выбора - чем ближе к дому, тем лучше. Зачастую абсолютно неважно, что там есть. Поэтому и вопросы возникают в разы чаще: "а что такое айкидо, это как карате или дзюдо?" Или другая крайность: родители говорят "мы хотим", имея ввиду и ребёнка, не сильно вдаваясь в то, хочет ребёнок или нет. Но это лирика.
Основная проблема детей, особенно маленьких - "я уже умею!". То есть, если ребёнок начинает выполнять то или иное действие похоже на то, что показывал тренер, ему начинает казаться, что он уже научился делать как надо и переубедить его становится нелёгкой задачей. Разумеется, я несколько обобщаю и всех это не касается, но тенденция есть. Так же проблемой является отсутствие понятия "дисциплина". Не все родители могут донести до детей необходимость оной и не все считают, что это надо. Отсюда вытекает следующая проблема - отсутствие внимания. И естественно, что ребёнок просто не может увидеть, что ему показывают, а если и видит, то не вникает (смотрю в книгу, вижу самизнаетечто). И если у детей садикового возраста это ещё можно понять, то у школьников из 4 -5 классов кажется странным. Одни и те же действия с детьми надо делать больше в несколько раз, чем со взрослыми,чтобы они просто начали делать нечто похожее.
Несмотря на всё вышесказанное, исходя из личного опыта, примерно года через 3 - 4 - 5, тренировать становится одинаково легко что детей, что взрослых. Приходит некоторое понимание, опыт, появляется интерес от того, что начинает получаться. Вообще процесс изучения боевых искусств я сравниваю с гончарным делом: сначала подбираем глину, готовим её, затем лепим или на круге изготавливаем. После этого сушим, обжигаем и только потом заполняем чем-либо.