Найти тему
polet

На каком авиахламе летают в России

Оглавление

Частенько в комментариях здесь на Дзене и на моем Youtube-канале появляются подобные сообщения:

С куяли?За последние три года вдвое сократилось число перевозимых пассажиров,стремительно стареет авиапарк,новые самолеты практически перестали закупатся,зато старый авиахлам вырос в закупках!Вот таки дела!А ты А380.Ахахах

Я даже немного устал отвечать одно и то же и решил собрать данные про самолеты в небольшой заметке, чтобы просто давать на нее ссылку :)

Пассажиропоток в России:

  • 2019 - 128 млн
  • 2018 - 116 млн
  • 2017 - 105 млн
  • 2016 - 88 млн
  • 2015 - 92 млн
  • 2016 - 93 млн
  • 2013 - 84 млн
  • 2012 - 74 млн
  • 2011 - 64 млн
  • 2010 - 56 млн

Источник: Росавиация (https://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov/).

От себя хочу добавить ложечку дегтя. Рост пассажиропотока сильно превышает рост экономики и благосостояния населения. Это ни к чему хорошему обычно не приводит...

Новый Superjet 100 авиакомпании Северсталь
Новый Superjet 100 авиакомпании Северсталь

Авиахлам

Я нигде не видел статистики по среднему возрасту авиапарка в России и его изменению. Ее наверняка никто не ведет, потому что для профессионалов отрасли такая статистика, скорее всего, не нужна.

Но по моему личному мнению, в современной России такого молодого и современного авиапарка никогда не было. Раньше новые самолеты с завода себе мог позволить только Аэрофлот. Он, кстати, любит хвастаться этим в пресс-релизах и новостях:

Источник: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/plane_park
Источник: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/plane_park

Практически все остальные перевозчики брали самолеты со вторичного рынка и зачастую это были довольно ушатанные самолеты после нескольких владельцев.

Но за последние пару лет сразу несколько авиакомпаний начали активное обновление флота. S7 получает новые A320neo, A321neo и B737MAX, Уральцы и Utair тоже заказали новые самолеты (правда тут максы серьезно подвели). Региональные перевозчики получают новые суперджеты. Даже чартерные авиакомпании берут не 25-летний хлам, а что-то посвежее - 10-15-лет после топовых авиакомпаний мира (Emirates, SIngapore и т.п.).

Итак, посмотрим на средний возраст парка самых крупных авиакомпаний:

1. Аэрофлот - 4,9 лет (247 самолетов, перевез 37 млн. пассажиров в прошлом году). Самые возрастные самолеты A330-200 (11 лет) начали постепенно выводиться. На замену им придут новые A350.

2. S7 Airlines - 9,7 лет (104 самолета, 14 млн. пассажиров). Самые возрастные самолеты E170 (16 лет), A319 (17 лет). A319 начали выводиться из парка, в этом или в следующем году вывод закончат. S7 получила уже 21 новый A320neo, 4 A321neo и 2 B737MAX (было бы больше, если бы не остановка полетов). Очень впечатляет! Только непонятно, что они будут делать с E170, на что их можно будет поменять лет через 5-10...

3. Россия - 14,5 лет (60 самолетов, 11 млн. пассажиров). Самые старые самолеты - B747 (20 лет) отданы под чартеры, полетают еще пару лет и уйдут на пенсию. Недавно Аэрофлот заявил, что A319 России (16 лет) начнут заменять на более новые A320. Но в целом с перспективами неясно. Мне кажется, что даже сам Аэрофлот не знает, что делать с Россией и ее парком...

4. Победа - 3 года (30 самолетов, 10 млн. пассажиров). Ну тут и писать нечего. Почти все самолеты получены с завода, но и тут Боинг подвел :)

5. Уральские авиалинии - 13,5 лет (48 самолетов, 9 млн. пассажиров). Уральцы получили три новых A320neo и два A321neo. Если не ошибаюсь, это вообще первые самолеты, которые Уральцы когда-нибудь получали с завода. Было бы еще больше, но опять Боинг...

6. Utair - 18 лет (64 самолета, 7 млн.). Авиакомпания несколько лет в тяжелом финансовом состоянии, но даже при этом начала обновлять флот. Но и тут Боинг с максами помешал... Самые старые самолеты - B734 (21 год), B735 (23 года) начали выводиться из парка. Но есть еще B762 (18 лет), их вряд ли в ближайшие годы будут выводить. Весь парк Ан-24 и Як-42 выведен в отдельную авиакомпанию ЗАО "Ютэйр". Они летают только по вахтовым и некоторым региональным рейсам.

Эти авиакомпании перевозят 70% всех пассажиров в стране.

Ан-24 ЗАО Ютэйр
Ан-24 ЗАО Ютэйр

Поставки в 2019 году

Есть отличный блог, в котором автор ведет учет поставок самолетов в России: https://travelfoxes.livejournal.com/. Там можно посмотреть данные за каждый месяц подробно с историей бортов, я лишь приведу краткие данные оттуда.

Всего за 2019 год в Россию поставлена 62 самолета (26 новых и 36 б/у). При этом некоторым б/у пара лет.

По типам:

  • Boeing 737-800 - 16 штук
  • Boeing 777-300 - 8
  • Boeing 767-300 - 2
  • Boeing 737-900 - 3
  • Boeing 737-700 - 2
  • Superjet 100 - 7
  • Airbus A320 - 10
  • Airbus A321 - 3
  • Airbus А330 - 1
  • DHC-8-300Q - 1

По авиакомпаниям:

  • Северсталь: 3 новых SSJ100
  • Нордвинд: 1 B773, 1 B738
  • Победа: 6 новых B738
  • Россия: 1 A320 (перевод от Аэрофлота)
  • S7: 8 новых A320neo, 1 новый A321neo
  • Аэрофлот: 2 новых B773, 1 B738 (перевод от России)
  • Икар: 3 B739
  • Нордавиа: 6 B738, 1 B737 (замена 25-30 летних B735 на гораздо более молодые самолеты - по 10-15 лет)
  • Ред Вингс: 2 A321
  • Якутия: 1 B737, 1 DHC-8-300Q, 1 SSJ
  • Ютэйр: 1 B738
  • Роял Флайт: 3 B773, 1B738
  • Азур: 2 Боинг-763, 2 B773
  • Алроса: 1 B738
  • Нордстар: 1 B738
  • Уральские авиалинии: 3 новых A320, 1 новый A321
  • Азимут: 3 новых SSJ
  • I-Fly: 1 A333

Из этих данных видно, что в большинстве случаев топовые авиакомпании страны берут новые самолеты, а более мелкие перевозчики обновляют свой флот на более молодые, но не новые самолеты.