Вынесенный вопрос в заголовок, появился не просто так. На прошлой неделе, два представителя юридических фирм, из Санкт-Петербурга и Таллина, звонили мне и задавали этот вопрос.
Не знаю точно, но у меня возникло понимание, что эта информация нужна им, потому что народ интересуется, а они этим занимаются. Ок, я подготовил краткую справку для них, а поскольку за нее денег не получал, считаю, что имею полное право рассказать обо всех перипетиях открытия фирмы в Сербии и своим, надеюсь, благодарным, читателям.
Надеюсь и информация по счетам для физических лиц - иностранцев, Вам тоже будет интересна. Она в конце статьи.
Итак, поехали:
Процедура и порядок открытия ДОО в Сербии.
1. Подготовка пакета документов для регистрирующего органа (apr.gov.rs):
- Заявление о желании открыть компанию, заполняется на бланке АПР.
- Решение об основании компании (1 учредитель) или Договор об основании (2 и более учредителя). Заверяется у нотариуса.
- Устав (Акт об основании ккомпании). Можно взять стандартный образец и скорректировать под свои нужды.
- Подготовить несколько бланков для образцов подписей (может быть несколько) для банка. Требуется заверение у нотариуса.
- Копия и оригинал паспорта (для заверения) и «белый картон» - документ ииз полиции об адресе пребывания.
- Решение о назначении законного представителя компании (не заверяется)
- Открытие (с Уставом) в банке транзитного депозитного счета, внести уставной капитал и получить в банке подтверждение о внесенном депозите для основания фирмы. После регистрации будет открыт обячный расчетный счет, на который перенеесут внесенный депозит, плюс можно будет к нему открывать валютные счета.
- Опатить 2 сбора (за регистрацию компании и регистрацию устава).
Что необходимо до приезда учредителя/лей ?
- Название компании (лучше оригинальное, чтобы не задержаться с проверкой на наличие другой компании с таким же наименованием). Лучше заранее самим проверить на сайте АПР (ссылка выше)
- Даннные учредителя
- Банк, в котором планируется открытие расчетного счета,
- Юридический адрес компании
- Основной вид деятельности
- Определится, будет ли компаниия вести деятельность с НДС или без.
- Размер уставного капитала
- Структура предприятия
- Предварительная договоренноость с бухгалтерской фирмой.
- Подготовить эскиз печати компании.
- Подготовить доверенность на подачу документов в АПР (для заверения)
2. Подача документов в АПР.
После выполнения п1:
- Приезд учредителя/лей
- Заверение у нотариуса всех необходимых документов.
- Заключение договора с бухгалтерской компанией и на юр.адрес.
- Отправка документов почтой или курьерской службой регистратору.
Далее учредитель не нужен, если есть доверенное лицо, которое получит документы и передаст бухгалтеру для проведения дальнейших действий.
- Иготовление печати (требуется решение АПР о регистрации).
3. Дальнейшие действия.
- Открытие в банке расчетного счета и при необходимости валютных.
- Постановка на учет в налоговой службе и фондах (выполняет бухгалтер).
- получение электронного ключа для подписи отчетности и других действий, требующих его наличие.
Далее оригиналы всех учредительных документов могут быть отосланы учредителю, или переданы на ответственное хранение в бухгалтерию.
3. Примерный расчет официальных разовых затрат на регистрацию:
(кроме госпошлины и стоимости электронного ключа, все остальные траты указаны приблизительно)
- Государственные сборы - 50 евро,
- Услуги нотариуса - 30-50 евро
- копировальные и печатные работы - от 10 евро,
- почтовые услуги - от 10 евро,
- изготовление печати от 5 евро (зависит от сложности)
- изготовление электронного ключа - 70 евро (на два года)
Итого суммарно от 180 до 220 евро.
4. Примерная стоимость месячного содержания компании:
- Услуги бухгалтера от 50 евро
- поддержание юридического адреса от 10 евро, но желательно иметь после начала деятельности, реальный юридический адрес. Изменение адреса также делается через АПР, впрочем это несложно и недорого.
- минимальный социальный платеж (без работников) от 60 евро
- банковские услуги от 5 евро,
Итого суммарно от 125 евро и выше.
Что касается личного счета, то иностранец может открыть его сам и в любом банке и в любой валюте. Нужен паспорт и «белый картон». Стоит отметить, что счета нерезидентов не ограничиваются в переводах в/из Сербии и нет ограничений и по суммам. Снять или положить деньги можно в любое время. Можно заказать выпуск дебитной карты и пользоваться деньгами везде. Поскольку в данном случае иностранец не является налоговым резидентом, налоговые службы практически не отслеживают движения по счету.
Что касается иностранных фирм и возможности открытия расчетного счета в Сербии. Иностранное юрлицо может открывать расчетные и иные счета только при наличии зарегистрированного представительства на территории Сербии. Порядок регистрации близок к вышеописанному порядку открытия ДОО.
Вопросы налогообложения оставляю за рамками этого поста, но можно спрашивать в личке ameltek@ya.ru