Найти тему
По местам стоять!

Неизвестная шведская "Камбала".

A21 -концепция подводной лодки конца Холодной войны (начало 1990-х), одного из трех проектов программы "Ubåt 2000".Её необычная для классической подлодки сплюснутая форма, дала ей прозвище "Flundran", означающее плоскую рыбу или камбалу.

A21 "Flundran"
A21 "Flundran"

История проектирования подводных лодок в Швеции восходит к 18 веку. В 1886 году подлодка типа Nordenfelt была первой, имевшей на вооружении торпеды.

-2

Но эта подводная лодка, однако, не состояла на службе у Шведского флота, хотя и была спроектирована шведским инженером Торстеном Норденфельтом(Thorsten Nordenfelt).Лодка, построенная в Англии, входила в состав военно-морского флота Османской империи. Швеция не оснащала собственный флот подводными лодками до 19 века, но это нисколько не мешало шведским инженерам создавать новые проекты.

Подлодка типа Nordenfelt, Abdül Hamid военно-морского флота Османской империи.
Подлодка типа Nordenfelt, Abdül Hamid военно-морского флота Османской империи.

Например, шведский инженер Энрон(O Eneroth), предложил передовую на то время конструкцию подводной лодки.

Фото с сайта музея Sjöhistoriska museet
Фото с сайта музея Sjöhistoriska museet

Нет никаких свидетельств того, что корабль конструкции Энрота когда-либо был построен, но красиво выполненная латунная модель выставлена в Морском музее в Карлскруне, Швеция. Саму же лодку предполагалось выполнить из стали.

Фото с сайта музея Sjöhistoriska museet
Фото с сайта музея Sjöhistoriska museet

Она должна была иметь на вооружении четыре торпеды(2 в носу и 2 в корме), электродвигатель для подводного хода и бензиновый, для движения на поверхности, в отличие от подлодки Nordenfelt, осуществляющей движение посредством паровой машины.

Шведский флот стал серьезно относиться к подводным лодкам только после того, как они были приняты на вооружение крупными державами, однако, первоначально использовали подводные лодки британской и итальянской постройки.
Но Швеция вскоре начала собственное производство подводных лодок и сегодня имеет долгую и богатую историю инновационных и передовых конструкций, отвечающих ее конкретным требованиям и условиям Балтийского и Северного морей.

В 1996 году на вооружение военно-морского флота Швеции были приняты подводные лодки типа A19 Gotland.
А за восемь лет до этого, уже начались исследования по разработке ее преемницы.
Новый тип должен был поступить на вооружение в середине 2000-х годов, заменив старые корабли.
"
Камбала" получила обозначение - A21, согласно принятой в Швеции нумерации проектов подводных лодок. Параллельно разрабатывался более традиционный проект - A22.
Они превратились в окончательный
A23 "Ubåt 2000" в 1990-93 годах.

A21 "Flundran"
A21 "Flundran"

Несмотря на относительно неплохое экономическое положение Швеции, существовало политическое требование, что “Ubåt 2000” должна быть примерно на 30% дешевле, чем A19 Gotland. Кроме того, предполагалось, что общая длина подводной лодки не превысит 50 метров. Поэтому основное внимание при проектировании уделялось снижению затрат, а не повышению общей боевой эффективности.

"Ubåt 2000" должна была стать субмариной, приводимой в движение на поверхности и под водой, единой и единственной воздухонезависимой установкой, основанной на двигателях Стирлинга, обеспечивающей большую скрытность и подводную автономность.Тем более, что компания Kockums уже работала над дальнейшим развитием своих V4 Stirling в исполнении V8 и V12.
Широкий легкий корпус позволял перенести баллоны с жидким кислородом наружу, за пределы прочного корпуса, что в сочетании с отсутствием дизелей, позволяло значительно сократить его длину. Ограждение рубки, также отличалось от других шведских подводных лодок тем, что было намного меньше и более обтекаемое. Его форма напоминала советскую "Альфу"(705 проект).
Ограждение рубки, представляло собой более-менее приподнятую над линией корпуса конструкцию для для размещения верхнего рубочного люка.Отсутствие "шнорхеля"(шахты РДП) и установка футуристической оптоэлектронной системы, вместо традиционного перископа, позволило не только сократить его размеры, но и перенести центральный пост в носовую часть, а не располагать его традиционно под трубочным люком.Тенденция, которая только сейчас начинает рассматриваться, как некая норма, а не исключение.

А21 (иллюстрация  из шведского военно-морского журнала Marin Nytt, 1991)
А21 (иллюстрация из шведского военно-морского журнала Marin Nytt, 1991)

Еще одной инновационной особенностью проекта, было наличие на борту большого дистанционно управляемого транспортного средства(Remotely Operated Vehicle, сокращенно ROV), размещенного в контейнере внутри корпуса. Этот, управляемый по длинному кабелю аппарат, по задумке конструкторов, должен был стать мультифункциональным устройством. Например, в сложных прибрежных условиях Балтийского моря он мог позволить подводной лодке вести наблюдение и огонь по целям, расположенным по другую сторону многочисленных небольших островов и скал, использовать активный гидролокатор без ущерба для скрытности подводной лодки, передавая на борт все необходимые данные, вести разведку и так далее.То есть, по сути это был дрон, концепция для того времени просто революционная.

Однако, уровень компьютерного моделирования в компании Kockums (шведская верфь, отвечающая за разработку подводных лодок, теперь входит в Saab)был еще не настолько развит, чтобы создать симуляцию для полной оценки гидродинамики корпуса, поэтому, в конкурсе победила более традиционная конструкция.

Но получившаяся А23, все еще была слиянием двух концепций, хотя внешне больше походила на А22.

Проект A23
Проект A23

Баллоны с кислородом перекочевали внутрь прочного корпуса, а увеличение занимаемого внутреннего объема, повлекло за собой увеличение длины корабля.Дистанционно управляемый аппарат остался, но его перенесли на корпус.

Сокращение вооружений после окончания Холодной войны и задержки с финансированием сказались на прогрессе в реализации программы "Ub-2000", и она все еще оставалась проектом, когда над ним взяла верх новая политически мотивированная концепция.

Проект "Викинг" предусматривал создание недорогой подводной лодки для шведского, датского и норвежского флотов. Норвежские требования направили его к гораздо более традиционному внешнему виду, чем "Ub-2000".

Программа "Викинг" также оказалась мертворожденной, потому что датские политики решили покинуть его в 2004 году.
В конечном итоге Швеция начала новуюпрограмму
A26, которая, наконец, реализует некоторые из идей, первоначально разработанных в рамках "Ub-2000".

Согласно этой программе рассматриваются три варианта подлодки:

Проект A26
Проект A26
(Характеристики для А-26 Oceanic)

Водоизмещение: 1930 т. (надводное)
Длина: 63 м.
Ширина: 6.4 м.
Энергетическая установка: дизель-стирлинг-электрическая - DE-Gensets: 3 x 500 kW - Stirling AIP system Mk III: 3 x 65 kW
Движители: 1 семилопастный винт
Максимальная глубина погружения: 200 м
Скорость полного хода: 26 узлов
Скорость подводного хода: 12 узлов
Скорость подводного хода с применением двигателей Стирлинга: 5 – 7 узлов
Боевой радиус действия: 6500 морских миль
Экипаж: 17-31 человек
Вооружение:4х533мм торпедных аппарата или 4x400мм торпедных аппарата (21 или 16 торпед Тип62),18 шахт для запусках крылатых ракет "Томагавк"


Уже после опубликования статьи, обнаружил, что допустил некоторую неточность в отношении подводных лодок Торстен Норденфельта.
Дело в том, что автором подлодок изначально был преподобный Джон Гарретт, а Норденфельт финансировал его работы и владел патентом.

Подробнее можно прочитать здесь.

Все изображения в публикации взяты из открытых источников.

Спасибо, что уделили время. Если вам было интересно, подписывайтесь, ставьте лайки.Всем удачи!

От мест отойти!
От мест отойти!

Другие публикации канала: