A21 -концепция подводной лодки конца Холодной войны (начало 1990-х), одного из трех проектов программы "Ubåt 2000".Её необычная для классической подлодки сплюснутая форма, дала ей прозвище "Flundran", означающее плоскую рыбу или камбалу.
История проектирования подводных лодок в Швеции восходит к 18 веку. В 1886 году подлодка типа Nordenfelt была первой, имевшей на вооружении торпеды.
Но эта подводная лодка, однако, не состояла на службе у Шведского флота, хотя и была спроектирована шведским инженером Торстеном Норденфельтом(Thorsten Nordenfelt).Лодка, построенная в Англии, входила в состав военно-морского флота Османской империи. Швеция не оснащала собственный флот подводными лодками до 19 века, но это нисколько не мешало шведским инженерам создавать новые проекты.
Например, шведский инженер Энрон(O Eneroth), предложил передовую на то время конструкцию подводной лодки.
Нет никаких свидетельств того, что корабль конструкции Энрота когда-либо был построен, но красиво выполненная латунная модель выставлена в Морском музее в Карлскруне, Швеция. Саму же лодку предполагалось выполнить из стали.
Она должна была иметь на вооружении четыре торпеды(2 в носу и 2 в корме), электродвигатель для подводного хода и бензиновый, для движения на поверхности, в отличие от подлодки Nordenfelt, осуществляющей движение посредством паровой машины.
Шведский флот стал серьезно относиться к подводным лодкам только после того, как они были приняты на вооружение крупными державами, однако, первоначально использовали подводные лодки британской и итальянской постройки.
Но Швеция вскоре начала собственное производство подводных лодок и сегодня имеет долгую и богатую историю инновационных и передовых конструкций, отвечающих ее конкретным требованиям и условиям Балтийского и Северного морей.
В 1996 году на вооружение военно-морского флота Швеции были приняты подводные лодки типа A19 Gotland.
А за восемь лет до этого, уже начались исследования по разработке ее преемницы.
Новый тип должен был поступить на вооружение в середине 2000-х годов, заменив старые корабли.
"Камбала" получила обозначение - A21, согласно принятой в Швеции нумерации проектов подводных лодок. Параллельно разрабатывался более традиционный проект - A22.
Они превратились в окончательный A23 "Ubåt 2000" в 1990-93 годах.
Несмотря на относительно неплохое экономическое положение Швеции, существовало политическое требование, что “Ubåt 2000” должна быть примерно на 30% дешевле, чем A19 Gotland. Кроме того, предполагалось, что общая длина подводной лодки не превысит 50 метров. Поэтому основное внимание при проектировании уделялось снижению затрат, а не повышению общей боевой эффективности.
"Ubåt 2000" должна была стать субмариной, приводимой в движение на поверхности и под водой, единой и единственной воздухонезависимой установкой, основанной на двигателях Стирлинга, обеспечивающей большую скрытность и подводную автономность.Тем более, что компания Kockums уже работала над дальнейшим развитием своих V4 Stirling в исполнении V8 и V12.
Широкий легкий корпус позволял перенести баллоны с жидким кислородом наружу, за пределы прочного корпуса, что в сочетании с отсутствием дизелей, позволяло значительно сократить его длину. Ограждение рубки, также отличалось от других шведских подводных лодок тем, что было намного меньше и более обтекаемое. Его форма напоминала советскую "Альфу"(705 проект).
Ограждение рубки, представляло собой более-менее приподнятую над линией корпуса конструкцию для для размещения верхнего рубочного люка.Отсутствие "шнорхеля"(шахты РДП) и установка футуристической оптоэлектронной системы, вместо традиционного перископа, позволило не только сократить его размеры, но и перенести центральный пост в носовую часть, а не располагать его традиционно под трубочным люком.Тенденция, которая только сейчас начинает рассматриваться, как некая норма, а не исключение.
Еще одной инновационной особенностью проекта, было наличие на борту большого дистанционно управляемого транспортного средства(Remotely Operated Vehicle, сокращенно ROV), размещенного в контейнере внутри корпуса. Этот, управляемый по длинному кабелю аппарат, по задумке конструкторов, должен был стать мультифункциональным устройством. Например, в сложных прибрежных условиях Балтийского моря он мог позволить подводной лодке вести наблюдение и огонь по целям, расположенным по другую сторону многочисленных небольших островов и скал, использовать активный гидролокатор без ущерба для скрытности подводной лодки, передавая на борт все необходимые данные, вести разведку и так далее.То есть, по сути это был дрон, концепция для того времени просто революционная.
Однако, уровень компьютерного моделирования в компании Kockums (шведская верфь, отвечающая за разработку подводных лодок, теперь входит в Saab)был еще не настолько развит, чтобы создать симуляцию для полной оценки гидродинамики корпуса, поэтому, в конкурсе победила более традиционная конструкция.
Но получившаяся А23, все еще была слиянием двух концепций, хотя внешне больше походила на А22.
Баллоны с кислородом перекочевали внутрь прочного корпуса, а увеличение занимаемого внутреннего объема, повлекло за собой увеличение длины корабля.Дистанционно управляемый аппарат остался, но его перенесли на корпус.
Сокращение вооружений после окончания Холодной войны и задержки с финансированием сказались на прогрессе в реализации программы "Ub-2000", и она все еще оставалась проектом, когда над ним взяла верх новая политически мотивированная концепция.
Проект "Викинг" предусматривал создание недорогой подводной лодки для шведского, датского и норвежского флотов. Норвежские требования направили его к гораздо более традиционному внешнему виду, чем "Ub-2000".
Программа "Викинг" также оказалась мертворожденной, потому что датские политики решили покинуть его в 2004 году.
В конечном итоге Швеция начала новуюпрограмму A26, которая, наконец, реализует некоторые из идей, первоначально разработанных в рамках "Ub-2000".
Согласно этой программе рассматриваются три варианта подлодки:
(Характеристики для А-26 Oceanic)
Водоизмещение: 1930 т. (надводное)
Длина: 63 м.
Ширина: 6.4 м.
Энергетическая установка: дизель-стирлинг-электрическая - DE-Gensets: 3 x 500 kW - Stirling AIP system Mk III: 3 x 65 kW
Движители: 1 семилопастный винт
Максимальная глубина погружения: 200 м
Скорость полного хода: 26 узлов
Скорость подводного хода: 12 узлов
Скорость подводного хода с применением двигателей Стирлинга: 5 – 7 узлов
Боевой радиус действия: 6500 морских миль
Экипаж: 17-31 человек
Вооружение:4х533мм торпедных аппарата или 4x400мм торпедных аппарата (21 или 16 торпед Тип62),18 шахт для запусках крылатых ракет "Томагавк"
Уже после опубликования статьи, обнаружил, что допустил некоторую неточность в отношении подводных лодок Торстен Норденфельта.
Дело в том, что автором подлодок изначально был преподобный Джон Гарретт, а Норденфельт финансировал его работы и владел патентом.
Подробнее можно прочитать здесь.
Все изображения в публикации взяты из открытых источников.
Спасибо, что уделили время. Если вам было интересно, подписывайтесь, ставьте лайки.Всем удачи!
Другие публикации канала:
- Именно здесь находится самая закрытая база подводных лодок Военно-Морских Сил США, даже не имеющая выхода к открытому морю.
- Единственный в своем роде случай за всю историю ядерных испытаний.