Всеволод Иванов
// «Известия» № 45 (8655) от 23.02.1945 г. [3]
Думы чистые и живые, думы почти благоговейные, связывают каждого советского человека с величественным путем Красной Армий. И ныне, венчанная святой любовью народа, наша Красная Армия достигла такого величия, перед которым никакие возвышенные слова не покажутся напыщенными. Ее знамена, как алый яхонт, горят и светят всему миру! Золотая бахрома этих знамен отражается в беспокойных и серых водах Одера, в кудрявом и ароматном Дунае, задевает за ветви карпатских лесов, проходит черной, как эшафот, Восточной Пруссией. Бешеная и безумная злоба врага оказалась бесплодной. И словно сквозь золотисто-прозрачный янтарь, мы сквозь дымку победоносных битв видим вольное и душистое будущее человечества, завоеванное Красной Армией и кипучим, счастливым полководческим даром великого вождя нашего народа и нашей армии — Сталина!
Поле битв и путь нашей Красной Армии в Отечественной войне простирается на тысячи километров: от Волги до Одера, от Баренцева до Черного моря. На этих огромных пространствах с величайшим разнообразием была применена сталинская стратегия: сперва, в начале войны, отдельные удары, острые и короткие битвы на небольшом сравнительно участке и, кончая грандиознейшим сражением всех времен и всех народов, начатым в январе 1945 года за Вислой, в результате — разгромленный враг был отброшен за Одер, пали Восточная Пруссия и Силезия.
Уже отчетливо видна мощная конечная цель операции: полный разгром врага, полное сокрушение его. В этой битве участвует несколько фронтов, и в этой битве участвует весь наш народ: все поля и нивы, все фабрики и заводы, все университеты и лаборатории. Объединенный одной ленинско-сталинской идеей, светлым умом, неистощимой и несокрушимой волей Сталина, наш народ своим самоотверженным трудом, всей своей жизнью находится в гуще этого высшего типа стратегической операции, осуществляемой ныне Красной Армией на германской земле!
Торжество советского военного искусства над немецким — полное. Уже близок последний, смертоносный удар. Уже поднят, взнесен острый меч нашего народа над черной, как яд, Германией, над Германией фашизма, человеконенавистничества. Так пусть же опустится меч!
Мы несли этот меч долгие месяцы и дни. Благословен этот Меч! Мы несли его с певучим и пылким сердцем юности. Многие друзья наши, братья и отцы погибли в битвах, в болезнях, в глухом и невнятном угасании голода. Многие друзья наши, отцы, братья, сестры, матери и жены с завалившимися от мук глазами, с дряблыми щеками, с тонкими руками погибали за колючей проволокой гитлеровских лагерей. Части нашей Красной Армии, освобождая какой-либо захваченный немцами пункт, сталкивались с той безмерной бездной горя, несчастий, которую несли с собой захватчики. Все мы видели эти беззвучные рты, этих измученных пыткой людей. Вместо стройных, сладко-звучных русских, украинских и белорусских городов мы видели пустыню, пустыри, одутловатые руины и приготовленную для рабов постель — из колючей проволоки. Немцы уничтожали наши города, наши жилища, наших маленьких детей, наших отцов, уничтожали со сладострастием садистов, палачей, насильников.
Но развеялся пороховой дым. Побледнели мясистые щеки у грабителя и насильника. Немец увидел себя лежащим на склоне крутой горы, у пропасти, а сверху — надвигающийся снежный обвал. Приближается возмездие.
Нам не нужно доказывать наше право на возмездие. Это доказательство — руины городов, миллионы замученных. Жажда возмездия охватила весь наш народ. Это благородное негодование народа требует, чтобы были полностью уничтожены все корни, благодаря которым мог когда-либо возникнуть фашизм. Мы жаждем справедливого суда и справедливого возмездия, признаваемого нами как неизбежная потребность.
Немцы любят обобщения, особенно философические. Они предполагали кормить с фашистской ложки этими суррогатами мысли весь мир. Но увы! Волей Красной Армий ложка заменена железной лопатой, которой и роется могила для фашизма. Воздух для немцев оказался душным и пыльным, как лохмотья войлока, и они взвыли, ибо возмездие близко.
Красная Армия — в логове врага. Это логово — ввалившееся, впалое, как ввалились и впали щеки фашистов. Но логово есть логово, и зверь есть зверь, даже если у него глиняная голова: и у этой головы есть еще зубы, и эту голову нужно еще раздробить, и это логово надо еще раскидать. С необъятной и неотвратимой силой советские войска внятно, так, что слышит весь мир, наносят удары, полновесные удары по презренному логову зверя. Каждый час и каждый день приходят вести о новых победах Красной Армии. Эти вести порхают с уст на уста, передаются звонкими голосами детей и медлительным говором взрослых. Вдохновенным и упругим шагом идет по своему великому историческому пути Красная Армия, носительница героизма нашего народа, воплотительница гениальных замыслов нашего вождя — Сталина.
Путь Красной Армии — путь нашей славы и наших надежд, надежд, которые никогда нас не обманывали и которым мы всегда были верны. Эти надежды — международное единство всех, кто любит цивилизацию, прогресс, науку, искусство; всех, кто любит счастье человечества, его высокий и благородный труд во имя этого счастья; единство всех, кто ненавидит фашизм, духовный мрак, суеверие, человеконенавистничество; единство всех тех, кто в эти дни сражается против фашизма, за счастье людей!
=> http://pressa-voiny.ru/1945/2/23/54288.html