Найти в Дзене
Никита Страгис

Tesla Cybertruck — "because I'm fckn' can" и BCG-матрица

Посмотрел презентацию Cybertruck от Илона Маска. Заметил три принципа, которые давно наблюдаю в его выступлениях: шоу, MBA (мастер оф бизнесс администрейшн) и "because I'm fckn' can!"

Шоу, конечно, отменное. Все эти лазеры над сценой, команда помощников, которые выглядят не то как фокусники, которые сейчас будут распиливать друг друга, не то как наемники американской ЧВК Blackwater. Чего стоит одна "кибердевочка" с анимешными ужимками, которая в начале шоу говорит: "а теперь я представлю своего создателя".

То, что он делает со своими проектами - это метод "BCG-матрица", который рассказывают на курсах MBA. Суть в том, что все проекты под твоим управлениям делятся на четыре типа, с которыми нужно обращаться по-разному: звезды, дойные коровы, трудные дети, собаки.

Звезды - это то, что создает хайп, вау-эффект, бесплатный промоушен и прочие медийные ништяки. На волне новизны и хайпа такие проекты поглощают растущий рынок, занимают на нем значительную долю, просто потому что первые и самые распиаренные. В такие проекты надо закачивать инвестиции на расширение производства и рынков сбыта. Не заработал на первых ста тысячах продаж? Пофиг, заработаешь на миллионе, поднимай еще инвестиций. Если все идет хорошо, "звезды" становятся "дойными коровами".

Дойная корова - это развитый бизнес, с хорошим денежным потоком, отлаженным производством и продажами, стабильный но "не интересный". Когда-то "корова" была звездой, но выросла и заматерела. Это то, что приносит основные деньги, окупает себя и позволяет тратиться на все остальное.

Трудные дети - это недооцененные, не отлаженные бизнесы, новые технологии, про которые пока что 99,9% людей не понимают "зачем это". Создатели такие проекты любят, но тащат через "не могу", скрипя зубами через неверие инвесторов и неприятие потребителей. Но, если все идет хорошо, "трудный ребенок" становится "звездой" и дает тот самый десятикратный возврат инвестиций, который так любят венчурные инвесторы.

Собаки, "стартапы-зомби" - это то, что не взлетело или устарело. Гаджет, который никто не покупает. Новая модель авто, которая не попала в целевую аудиторию. От таких проектов следует избавляться совсем или как-то минимизировать затраты. Проект из любой предыдущей категории может стать "собакой", так что это не конец эволюционного цикла, а стечение неблагоприятных обстоятельств.

Маск регулярно создает новые "звезды", взамен тех, что уже отзвездились. Элекромобили - хайпанули, проехали, продаем, зарабатываем. Аккумуляторы в каждый дом - хайпанули, проехали, продаем, зарабатываем. Многоразовые космические корабли - прикольно, но уже приелось - давайте хайпанем на многоразовом пассажирском корабле, тем более что на "обычных" запусках уже зарабатываем. А заодно хайпанем на электропикапе, который использует те же технологии, что и новый корабль. И т.д.

Отдельно, конечно, всех цепанул адовый дизайн пикапа, в создании которого явно не последнюю роль сыграло желание хайпануть. И у Маска опять получилось, потому что дизайн современных машин - больная тема. Все они - от эконом до премиум лухари - безликое говно, которое отличается только шильдиками с названием модели и марки, а еще набором внутренних опций. Ну и ценником, который старательно раздувают маркетологи, убеждая тебя в уникальности машины, которую без подписи не отличить от десятка других моделей.

Ну и, как и в других проектах Маска, присутствует это "because I'm fckn' can!" У вас дизайн и аэродинамика? У меня пиленый кирпич, страшнее гелика (хотя, казалось бы, сложно придумать что-то более уродливое). У вас формованная чернина под многими слоями лакокрасочного покрытия? У меня прямые листы некрашеной легированной нержавейки. У вас рама? У меня несущий кузов из брони. А еще у меня бронированные стекла, три электродвигателя, автопилот и квадроцикл в кузове, все это заряжается электричеством от розетки и разгоняется за 3 секунды до сотни при клиренсе 40 см на оффроаде. Потому что я блть могу!

Единственное что я бы поменял в этом пикапе - укоротил бы передний и задний свес, чтобы еще увеличить угол въезда и съезда. И можно брать.

Ах да, еще мысль - с таким уровнем медийности и толпой фанатов Маск вполне может стать президентом США. Ну а что, Трамп - тоже шумен и бизнесмен, почему сразу "невозможно"?