Основной темой великого романа Булгакова называют веру. Иногда о романе даже говорят как о «Евангелии от Булгакова». Враги Мастера в романе называют его «богомазом», «пилатчиком», апологетом христианства. Не секрет, что для поколений 60-80 годов 20 века знакомство с христианскими идеями и сюжетами часто начиналось с «Мастера и Маргариты».
Но представляется, что за этим скрывается более глубокая философская и историческая идея.
Вспомним отрывок из романа Булгакова, когда Иешуа и Пилат беседуют, прогуливаясь по золотому лунному лучу.
« - Мы теперь будем всегда вместе, — говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем. - Раз один - то, значит, тут же и другой! Помянут меня, - сейчас же помянут и тебя! Меня — подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя - сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы».
Пилат неотделим от образа Иешуа. Но кем является философ-бродяга по отношении к Пилату?
Он – человек, невинно осужденный Пилатом на смерть. Говоря о Пилате, нужно помнить об этом. Вспомнят о тебе, вспомнят и обо мне.
То есть, говоря «роман о Понтии Пилате», мы подразумеваем, «роман о невинно осужденном Иешуа». Пилат символизирует несправедливый и немилосердный суд.
В этом смысле слова Воланда могут быть перефразированы так. Сначала приведем отрывок из романа.
« - А скажите, почему Маргарита вас называет мастером? - спросил Воланд...
- Это простительная слабость. Она слишком высокого мнения о том романе, который я написал.
- О чем роман?
- Роман о Понтии Пилате.
Тут опять закачались и запрыгали язычки свечей, задребезжала посуда на столе, Воланд рассмеялся громовым образом...
- О чем, о чем? О ком? - заговорил Воланд, перестав смеяться. - Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы?»
Обычно мы воспринимаем этот отрывок в контексте романа о вере, о Христе, о суде Пилата. как роман о Боге во время воинствующего безбожия.
Взглянем иначе.
« - О чем роман?
- Роман о Понтии Пилате… [роман о невинно осужденном Иешуа]
- О чем, о чем? О ком? - заговорил Воланд, перестав смеяться. - Вот теперь?..»
Теперь – когда вера объявлена вне закона, теперь, - когда суд неправеден и немилосерден - роман - о невинно осужденном?
В 1935 году (год, к которому обычно относят действие романа) массовых репрессий невинно осужденных еще нет. Но есть репрессии. Романтики, «комиссары в пыльных шлемах» уже выродили ублюдков. Мастер в романе, возможно, провидец и в этом: «О, как я все угадал…»
Соответственно, Иван Бездомный, попавший «за Понтия Пилата» в Дом Скорби, транслирует образ человека, которому была открыта истина, но он остался к ней глух. Сначала для Бездомного невинно осужденный – несчастный Берлиоз. Но, беседуя с Мастером, Иван прозревает.
Знает и понимает ли сам Мастер, о чем его роман? Было ли ему покойно и хорошо работать в музее? Исчезали ли «таинственным образом» люди, служащие музейному делу? Когда и как идея романа зародилась в душе Мастера?
В романе Мастер предстает перед нами сломленным, трагически одиноким человеком, не готовым к борьбе.
«И тут прокуратор подумал: "О, боги мои! Я спрашиваю его о чем-то ненужном на суде... Мой ум не служит мне больше..." И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. "Яду мне, яду!"
И вновь он услышал голос:
- Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.
Секретарь вытаращил глаза на арестанта и не дописал слова.
Пилат поднял мученические глаза на арестанта и увидел, что солнце уже довольно высоко стоит над гипподромом, что луч пробрался в колоннаду и подползает к стоптанным сандалиям Иешуа, что тот сторонится от солнца».
«Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти».
Иешуа излечивает боль Пилата, проявляя к нему – к палачу – милосердие.
Истина – в милосердии.
А царство истины и справедливости, это прежде всего, царство милосердия и справедливости, говорит Мастер от имени Иешуа
Мастер Булгакова пишет в 30-е годы роман о невинно осужденном. Алоизий Могарыч сдает его за хранение нелегальной литературы. Литературные критики зарабатывают себе перелыгинские и драмлитовские преференции, осуждая Мастера и тем самым обрекая его на суд неправый и немилосердный, и, скорее всего, обрекая его - на смерть.
Таким образом, это и роман о невинно осужденном Мастере.