Найти тему
Казачий блог

День кубанки: казаки предлагают установить новый праздник

Оглавление

Кубанка — неотделимая часть казачьей формы справы. Когда точно этот головной убор у казаков появился сказать сложно, скорее всего после переселения черноморских казаков на Кубань, где климатические условия существенно отличались от того, которые были в Запорожской Сечи.

История кубанки

Казаки переняли головной убор у горцев, но несколько изменили ее размер, уменьшив на несколько десятков сантиметров. В высоких и лохматых папахах было неудобно перемещаться по лесам и зарослям.

Новый головной убор быстро стал популярным на Кубани, Дону и Тереке. Его носили не только казаки. После Великой Отечественной войны милиционеры ходили в головных уборах, очень похожих на кубанку. Единственное что подверглось изменению — с верха были убраны два полоски, образующие крест. К слову, об этом кресте ходила молва, что казаки, которых называли рыцарями православия, несли гораздо меньше потерь в боях по сравнению с другими родами войск не только за счет высокой боевой выучки — им еще и помогал Бог. Господь видел кресты на кубанках и оказывал им защиту. Так гласила народная молва.

Инициатива снизу

В 2010 Президент РФ подписал указ «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации». В нем говорилось и о головных уборах. Правда, в этом документе фигурирует папаха, но казаки от кубанки не отказались. Она повседневным головным уборам. Кубанку не возбраняется носить в быту независимо от одежды. Ее необязательно надевать к форме. Можно ходить в кубанке и в гражданской одежде. Хорошо помню из детства: пожилые казаки носили кубанки независимо от времени года.

- Мы решили, что в день возвращения Крыма в Россию все казаки должны надеть кубанки. Казаки Кубанского войска первыми пришли на помощь жителям автономной республики, были на передовой и были готовы с оружием в руках защищать эту часть русского мира, поэтому решили отмечать эту дату, надевая кубанки. Я не ожидал, что эта инициатива так придется казакам по душе. Вы бы видели, сколько казаков ходило по городу в кубанках! Признаюсь, сам был удивлен, что нас так много! — поделился впечатлениями Олег Кобылинский.

Почему бы не поддержать инициативу братьев-таманцев и ввести, пусть и неофициально, День кубанки? Не нужно издавать приказы. Пусть это будет решение самих казаков. В каждом отделе или районе казаки решат, к какой дате приурочить День кубанки. Допустим, в Красноармейском районе — к Тиховским поминовениям. В Краснодаре — к Приднестровским. Или надевать кубанки в день Победы, отдавая тем самым дань почести нашим дедам и отцам, погибших на фронте. Кто нам может запретить надеть кубанки в День памяти жертв репрессий против казачества?

Собственным примером

А что если пойти дальше и надевать кубанку независимо от каких-то дат, а каждый день? С одной стороны — способ самоидентификации. С другой — своеобразная форма агитации, которая неплохо работает. Приведу конкретный пример. В курене «Красный кут», в котором состою, мы решили на сборы приходить в кубанках. Во-первых, когда возле штаба стоит несколько десятков мужчин, люди проходят, глядя на нас с некой опаской, дескать, кто и для здесь чего собрался? Стоило надеть кубанки, сразу почувствовалось изменившееся отношение прохожих.

К случаю, вспомнился разговор, услышанный краем уха. Шел как-то раз возле дома в казачьей форме. За мной шли мама с маленьким мальчиком.

— Мама, а что это за дядя? — спросил малыш.
— Казак,  ответила женщина.
— А что он делает?
— Нас защищает.

После сбора мы решили проводить обход района, в котором находится штаб. Три группы выдвигаются по своему маршруту. Одна — в сторону автовокзала Краснодар-I, другая — в парк возле стадиона «Кубань», третья — в сквер на Вишняках. Все идем в кубанках, заранее договорившись на ходу не курить и исключить употребление нецензурных слов. Сразу почувствовалось какое-то иное отношение к себе.

Двигавшаяся навстречу стайка молодежи вдруг резко меняет лексикон — ни одного мата, развязанное поведение как ветром сдуло. Проходящий мимо мужчина, поприветствовал «Слава Кубани!». В свою очередь и мы ответили «Во веки слава!». Эти слова, на ой взгляд, куда звучит куда лучше, чем «Героям слава». По этому поводу поговорим отдельно.

Кто-то спросил, чем казаки занимаются? Объяснили, рассказав о работе Кубанского войска. Бывают и курьезные случаи. Один парень спросил: «Если к вам приду, коня дадите?». Мужчина поинтересовался, дескать, сколько платят казакам? Услышав, что работаем бесплатно, хмыкнул недоверчиво.

— В Интернете читал, что вам миллиарды выделяют.

В ответ рассказали, что деньги идут на содержание казачьих кадетских корпусов, оплату работы казаков, которые несут службу на постоянной основе, содержание войскового правления, поддержку наставников.

— Теперь понятно. А то думал, что вы в деньгах купаетесь.

Да, чувствуется работа недружественных СМИ с явным оттенком желтизны и диванных блогеров. Их хлебом не корми, дай только покритиковать Кубанское казачье войско.

Встречаются и нормальные люди, интересующиеся как вступить в войско, можно ли научиться владеть шашкой. Рассказываем о том, что в нашем курене работает профессиональный тренер Александр Карагодин — мастер фланкировки. Для казаков занятия бесплатные. Обменялись телефонами. Думается, скоро на одного кандидата, пожелавшего вступить в курень, станет больше.

Это небольшой опыт всего лишь нашего куреня, а их в Краснодаре больше тридцати, а в крае — почти шестьсот. Если хотя бы половина казаков станет носить кубанки не только в дни праздников и знаменательных дат, то и порядка в городах, станицах и хуторах станет больше, и наши ряды пополнят люди с активной жизненной позицией, и отношение к казакам изменится в лучшую сторону.

Читайте также: Атаманы Кубанского казачьего войска: Алексей Безкровный – честность против клеветы