Джимми Пейдж (Jimmy Page, b. 1944) — британский рок-музыкант и гитарист-виртуоз, важнейший участник Led Zeppelin, неизменно фигурирующий в различных списках «величайших гитаристов всех времён» на верхних позициях.
Разумеется, такую значительную и общепризнанную фигуру никак не мог обойти вопрос, поставленный в заголовке этой статьи. Далее — мнения некоторых пользователей англоязычного сегмента интернета по этому поводу — «рядовых» гитаристов, преподавателей гитары или ценителей рок-музыки.
Kevy Nova
Да, несомненно переоценён. Он был мастером в том, чтобы заставить себя хорошо зазвучать на записи, и именно по этому факту о нём в основном и судят, но если вы послушаете его живые выступления — там он никогда не звучал столь же хорошо.
По факту, он чаще всего был ужасен на концертах. Люди защищают его небрежность, хотя признают её, и он неизменно входит в тройку лучших гитаристов всех времён. Человек, который так высоко оценён, не имеет права на ошибки, но его живая игра полна ошибок, и это по определению означает «переоценён».
Если бы его не ценили так высоко, его неряшливость и ошибки не были бы такой проблемой. Сказать, что он не переоценён — значит не понимать значение этого слова.
Jasper Fay
Да, переоценён. То, что предлагал Джимми Пейдж в плане тяжёлого блюзового рока, сосредоточенного вокруг электрогитары, было сделано лучше его предшественниками в Yardbirds — Eric Clapton и Jeff Beck.
Работу Джимми Пейджа можно справедливо противопоставить и показать, что она является лишь производной от тех знаковых записей британского блюзового движения, откуда возник сам Пейдж. В Америке вы также можете найти белые группы, такие как «The Paul Butterfield Blues Band» или «Creedence Clearwater Revival», чьё использование электрогитары в конце 60-х ещё больше ставит под сомнение оригинальность особой марки Led Zeppelin — тяжёлого блюзового рока.
Всё это говорит о том, что простой способ разрушить шумиху вокруг навыков Джимми Пейджа как гитариста состоит в том, чтобы послушать живые записи «Cream» или «Jeff Beck Group», чья музыка демонстрирует исключительно импровизированное блюзовое исполнение на гитаре, что намного превышает возможности Джимми Пейджа.
Rafael Sarges
Идея записать Джимми Пейджа в «небрежные» гитаристы является побочным продуктом искаженного восприятия творчества более поздних гитаристов. Когда Пейдж только начал работать профессионально, его очень высоко ценили как сессионного музыканта, и его единодушно считали одним из лучших в Британии. Когда он присоединился к Yardbirds, он успешно заменил уже известных и знаменитых Jeff Beck и Eric Clapton.
Позже, в середине-конце 70-х годов, технологические ограничения (например, недостатки мониторинга всех видов) и чрезмерно легкомысленное поведение самого Пейджа (погруженного в пьянство, употребление веществ, и его общая распущенность) оказали негативное влияние на его живую игру, которая была не всегда на одном уровне с его же записями, которые — в отличие от этого — всегда были на том же уровне или выше, чем у музыкантов мирового класса его времени.
Фильм Led Zeppelin «The Song Remains the Same» уже предоставляет достаточно доказательств (существует и много других доказательств), что Джимми Пейдж дал много концертов «под газом», что было помехой для полноценной реализации его способностей. Подобного рода выступления осуждаются самими участниками группы и всеми остальными, но этого ещё недостаточно, чтобы запятнать репутацию Пейджа среди гитаристов того времени.
Фактически, панк-рок приобрёл популярность, осуждая музыкантов, таких как Джимми Пейдж, как наоборот — чрезмерно виртуозных, а вовсе не технически «несовершенных».
Даже после распада Led Zeppelin в 80-х годах, когда сольная карьера Пейджа рассматривалась как ничем не примечательная, он не считался никем иным, как гением рок-гитары самого высокого уровня.
Только после популяризации высокотехничных инструментальных гитаристов, использующих множество новых технологических решений и технических новинок (от всяких супер-усилителей до систем тремоло), когда Пейдж уже выглядел «скудно», он перестал вписываться в парадигму «виртуоз рок-гитары».
Только в 1990-х и 2000-х годах, когда распространение высококачественных репетиторских занятий сделало виртуозные стили 80-х (и большинство других гитарных вещей) доступными для среднего студента, некоторые и начали придираться к Джимми Пейджу как к «переоценённому» гитаристу.
Проблема в том, что Пейдж никак не может оцениваться по тем же стандартам, что гитаристы на 15-20 лет младше него. В годы его становления у гитаристов не было таких элементарных вещей, как тренировочные усилители и педали, гитары были хуже по качеству, задержки и реверберации были упрощёнными, цифровые эффекты вообще не существовали, а музыкальное образование в значительной степени ограничивалось классической и, возможно, джазовой музыкой.
Самого жанра хард-рок на самом деле не существовало до Пейджа, а его современники изобрели этот стиль, опираясь на блюз. Можно даже сказать, что его недооценивают, учитывая все проблемы, с которыми он сталкивался, поскольку он был первопроходцем во многих отношениях.
Учитывая популярность Led Zeppelin в США в 70-х годах, справедливо задаться вопросом, например, существовала бы основа для стиля глэм-метал без Джимми Пейджа — стиля, который породил гитаристов, которые теперь желают усомниться в его навыках.
Так что — нет, выступления в состоянии алкогольного опьянения и их запись никак не делают Пейджа «переоценённым». Он был гением своего времени.
Читайте также: Допустимо ли критиковать игру звёзд?