Найти тему
Natalia Szerebriakova

Вена life: Глобализация и Гибридные культуры

Привет всем!

Следующая статья из книги немецких эко-социалистов - статья Герхарда Хаука о гибридных, смешанных культурах. Мы живем в мультикультурном мире под влиянием различных политических и экономических сил, которые нужно понимать.

"Начиная с 1970-х г, все чаще стали появляться концепции культуры, определяющие культуры как самостоятельные, взаимозависимые образования. Особое влияние приобрела концепция гибридности: все культуры уже изначально были гибридными, разнородно смешанными или креолизированными сущностями. Важнейшие эмпирические вклады в эту линию теории исходят от этнолога Джеймса Клиффорда и социолога Ульфа Ханнера.

На теорию Клиффорда оказал влияние его опыт судебного наблюдателя в Федеральном суде Бостона, где потомки индейцев Вампаноаг пытались предъявить претензии на отобранные у них земли и должны были доказать свое дальнейшее существование в качестве племени с 17 в до наших дней. Но были ли истцы 1977 г, говорившие о Великом Духе перед белым судом, теми же самыми индейцами, владельцами земель? Что означает аутентичность? Эти проблемы культурной идентичности по Клиффорду стали доминирующими во всем мире к концу 20 в. Клиффорд отметил огромный рост мобильности народов и межкультурной коммуникации. В больших городах живет население, приехавшее из зарубежных стран и приспосабливающееся к местной культуре, но, в основном, очень частично и весьма специфическим образом. Экзотика становится неудобно близко от нас. И наоборот, мы можем путешествовать так далеко, как нам нравится, мы везде найдем современный мир товаров и современных средств массовой информации. Мы сталкиваемся с культурными различиями уже в нашем непосредственном окружении, в нашем старом, знакомом нам мире.

Ханнерс представляет концепцию транснациональных сообществ в следующем контексте:

Времена, когда миграция означала медленное ослабление и, наконец, потерю всех связей с местом происхождения, закончились. Вместо этого появились транснациональные миграционные цепочки, как в случае мексиканских женщин в Калифорнии, или миграции йо-йо в случае бразильских женщин в Нью-Йорке. Женщины-мигранты, которые добились чего-то, следуя за родственниками и соседями, помогают следующим прибывающим найти работу и жилье, или возвращаются назад, в свою страну, чтобы там получать пенсию или начать свой бизнес, и снова эмигрируют, чтобы заняться бизнесом в сообществе таких же мигрантов или старожилов и т.д. Мексиканцы, бразильцы и американцы все больше теряют свои острые контуры, острые различия.

Культурные различия - всегда скорее вопрос власти и риторики, чем внутренней сущности. Эйме Чезар понял это: в его концепции Negritude, корни традиции вырезаны, собраны заново и связаны с коллективными символами, взятыми извне. Мусор, который европейско-североамериканский капитализм вылил по всему миру в ходе своей экспансии, становится, таким образом, компостом для новой идентичности. Тем не менее, он остается мусором. История капиталистической экспансии - это история унижения, насилия и блокирования возможностей, но она также является мятежной, синкретичной и творческой. Именно на эту двусмысленность экспансии Клиффорд возлагает надежды для сопротивления разрушительным, гомогенизирующим последствиям глобальной централизации.

Для Ханнерса также важно понимать культуры в процессуальном плане. Для создания новой культуры сегодняшнего Третьего мира очень важно, чтобы сошлись различные культурные движения, как внутренние, так и внешние. Его яркий пример - Фела Кути, известный нигерийский музыкант, который где-то заметил, что его африканизировала его американская подруга из Калифорнии. Однако, разговоры о гибридизации вовсе не подразумевают, что то, что было смешано, должно было существовать раньше в чистом виде. Параллель с развитием английского языка проливает на это свет: факт, что сегодня существует ряд креольских языков, основанных на английском, не означает, что английский язык исторически был чистым и свободным от иностранных примесей. Согласно этой аргументации, вряд ли можно представить себе негибридные культуры.

Ханнерс указывает, что даже теории гибридного образования культур не застрахованы от опасности подмешивания старых концепций о культурах. Но в теории о взаимном культурном оплодотворении посредством смешивания культур, почти полностью утрачено существование социальных классов и отношений власти. Гибридизация объясняется только мировым триумфальным шествием сальсы и сиртаки, африканских барабанов и кубинской латуни, Фела Кути и Салмана Рушди. Если гибридность понимается только в смысле жизнерадостного многокультурного пестрого экипажа, она также легко может быть использована в качестве идеологии порабощения для легитимации глобальных отношений господства и эксплуатации."

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада всем комментариям. Читайте и другие статьи на тему Глобализация.

Прошу поставить лайки и записаться на мой канал!

https://zen.yandex.ru/id/5d1262217dc1f900b030f7bd

Каждая тема имеет продолжение! Читайте мои статьи и советуйте друзьям!