Мадригал появился в Италии в эпоху Возрождения и представлял собой многоголосную музыкальную пьесу любовно-лирического характера. Его структура являлась свободной, что позволяло композиторам смело экспериментировать с формой. «Концерт-мадригал» для двух гитар и оркестра, написанный испанским композитором Хоакином Родригисом, стилизация или размышление на тему мадригалов эпохи Возрождения. Вдохновившись музыкой и, вероятно, значением самого понятия, Начо Дуато сочинил бессюжетный балет, который вводит в атмосферу давних времен и наводит на мысли о типично испанских пейзажах.
Балет «Мадригал» один из ранних в творчестве Начо Дуато, поставленный им еще в 1998 году для Национального театра танца Испании. В 2011 году он подарил «Мадригал» Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой для выпускного спектакля.
Стиль хореографии Начо Дуато легко узнаваем, прежде всего, своей легендарной музыкальностью. Он тонко чувствует каждую ноту и под эту ноту так ставит движения, что тела танцовщиков начинают звучать, как музыкальный инструмент в руках профессионалов.
Балет «Мадригал» начинается с общего антре. На сцене восемь девушек и восемь юношей, выстроенные в линии вдоль кулис. Из массы выделена одна пара солистов, которая, то задает хореографический мотив, то подчиняется всеобщему танцевальному рисунку, который закручивает в хороводы и выстраивает в геометрические линии. И музыка, и хореография погружают в атмосферу средневекового народного празднества с его развлечениями, зрелищами и, конечно, площадными танцами.
Полное отсутствие декораций концентрирует внимание зрителя на исполнителях. Сцена оформлена в виде черного куба, что является типичным для небольших бессюжетных балетов. Эффектно выделяются атласные платья девушек цвета утренней зари с перламутровым отблеском, а юноши, одетые в лаконичные черные костюмы, пропадают на фоне мрачных кулис.
Общий пляс исчезает во тьме, его сменяет лирическое адажио одной из пар. Их дуэт наделен мерцающим потоком нежных гармоничных движений. Одно па плавно перетекает в другое, эта тягучесть хореографии бесконечна. С первой нотой начинается движение, и оно не заканчивается, трансформируясь и проходя через весь балет, растворяется с исчезновением последнего звука.
Ярким акцентом постановки является чувственный дуэт с мотивами национального испанского танца фанданго, который имитирует ухаживание кавалера за дамой. Дуэт является выражением страсти, и партнеры непрерывно дразнят друг друга, повторяя движения, закручиваясь в водовороте страсти.
Финал хореограф закольцовывает, то есть постановка завершается так же, как и начиналась: две линии танцовщиков вдоль кулис и одна пара, уходящая вдаль сцены. С последними звуками музыки они резко оборачиваются на зрителя, оставляя эту историю недосказанной.
Классическая техника служит фундаментом для Начо Дуато, в ее ткань он талантливо вплетает движения современной хореографии и фольклорные мотивы. Плавные перетекающие движения рук и ног танцовщиков напоминают течение воды. Такая же текучая как ручей и структура балета: дуэты перетекают один в другой, сменяются появлением солиста, тройки становятся дуэтами. От внимания хореографа не ускользает ни единый звук, он тонко чувствует музыку, облекая ее в танец.