Многие люди, планируя будущее, рассматривают его с позиции, каким оно должно быть, каким его видят для вас окружающие. Как часто, думая о будущем, мы составляем планы, исходя из того, чего нам хочется? Можно ли заново научиться мечтать, и чем отличаются мечты от желаний?
Училась мечтать ДАРЬЯ ГРУНИНА
Иллюстрации СВЕТЛАНА ЗЯБКИНА (svetazyabkina.ru/blog)
«Когда я вырасту…»
Каждый ребёнок — мечтатель. Для детей не существует слова «сложно», и будущее видится им полным неограниченных возможностей. Потом они вырастают, и все эти возможности растворяются в жестокой реальности. Так нам хотелось бы думать. Поэтому взрослые смотрят свысока и с долей цинизма на мечтателей, особенно если мечтатели — тоже взрослые. Потому что их сложно воспринимать иначе, чем детей.
Проще думать, что наши мечты невозможны, и перестать стараться, чем попытаться исполнить хоть одну из них.
Со временем полёт фантазии становится всё уже, всё меньше мотивационных идей возникает в голове. Человек превращается во взрослого.
Вполне понятно, почему мы перестаём мечтать. На этот вопрос все люди ответят примерно одно и то же. Однако именно мечты делают нашу жизнь незабываемой, красочной, полной открытий. Путь мечтателя тернист, полон страха и сомнений, всеобщего неодобрения и недоверия. Мало кто решается идти по нему, предпочитая спокойную тихую гавань привычной жизни. Мне кажется, это неправильно, ведь без мечтаний мы способны лишь выполнять обычные ежедневные функции как механизмы. Я не говорю о желаниях. Желания отличны от мечтаний. Они доступны всем в неограниченном количестве.
Но, когда вы хотите получить какую-то вещь, это мечта или желание?
В тот момент, когда вы поймёте, что для того, чтобы получить эту вещь, необходимо приложить усилия, необходимо побороть себя, побороть собственные страхи и предрассудки окружающих. В тот момент вы поймёте, что это уже не желание, а мечта.
«Страх подсказал…»
Позвольте рассказать вам историю.
В этом году в моей жизни появились две новые профессии: репетиторство и журналистика. Решиться на каждую из них было сложно и страшно, однако первое занятие в роли репетитора не вызвало у меня того сильного страха и мандража, которым сопровождалось собеседование в журнале. «Дело в уверенности в себе, в своих силах и знаниях», — скажете вы. Однако истинная причина такой разности восприятия в различии понятий: репетиторство было просто желанием, а журналистика — мечтой.
Я пишу с самого детства. Иногда мне кажется, что я пишу с момента, как научилась писать. Вначале это были небольшие тетрадки, где вместо «как раз» неровным детским почерком было выведено «кокрас», а текст перемешивался с неловкими рисунками. Затем тетради стали толще, а рисунков в них — меньше. Открыв для себя магию компьютера, я освоила программу блокнот, WordPad и только потом Word. У меня до сих пор хранятся старые рассказы в расширении «txt». С годами проза полностью вытеснила поэзию, однако, как говорила моя мама, «писательством сыт не будешь».
Мне требовалась профессия. На этой творческой волне, вплоть до девятого класса, я планировала учиться на журналиста. Я сдавала обществознание и литературу, а потом в школе из трёх классов сформировали один. Направление техническое. Многие девочки ушли в другие школы, в гуманитарные классы, а мне, признаться, просто не хотелось этого. Не хотелось заново зарабатывать репутацию у учителей, вливаться в незнакомый класс. Поэтому я осталась и в итоге поступила в технический вуз. Но желание писать и печататься осталось.
На первом курсе, увидев университетский журнал, я на крыльях полетела в его редакцию. Я хорошо помню, как загорелись глаза у девушки, что вела собеседование, когда я сказала, что хочу писать. И так же хорошо помню, как они погасли, когда я сообщила, что писала до этого только книги, а не статьи, и никогда не публиковалась. Я вышла из-за той двери с печатью на лбу «не годна» и засевшей в голове фразой, что писательство совсем не то, что журналистика. Это абсолютно разные вещи.
Изменилось бы что-либо, если бы я проявила больше уверенности и настойчивости? Теперь уже нет смысла гадать. Однако тот момент я теперь точно могу охарактеризовать как переломный: моё желание публиковаться превратилось в мечту. Хочу сразу уточнить, что опубликовать книгу для меня с самого начала было мечтой. Я редко их заканчивала, а если заканчивала, то перечитывала и начинала переделывать. Я до сих пор пишу истории, которые начала ещё до университета, дополняю, обдумываю, пересматриваю. В итоге статьи были наиболее реальной частью мечты о публикации, но и та стала недоступна. «Если я не смогла попасть в журнал вуза, какие у меня шансы вне его?» — думала я. К тому же засевший страх неудачи, мысль, что я не умею писать статьи, никогда не делала этого и не справлюсь, отталкивали даже саму идею попытаться. Поэтому, когда спустя пять лет я впервые услышала о возможности писать для журнала –ИМЕННО., засомневалась. Я долго обдумывала и не решалась. В итоге эта возможность уплыла у меня из-под носа, но крепко засела в моей голове.
За те пять лет, что прошли с момента попытки попасть в университетский журнал, я сильно изменилась. За последующий год изменилась ещё больше. Поэтому когда спустя почти ровно год я снова получила возможность попасть в –ИМЕННО., то не думала и не сомневалась ни минуты. Я просто связалась с главным редактором и договорилась о собеседовании.
Я была обязана попытаться ради себя самой и давней детской мечты.
Я обдумала свою речь, возможные вопросы и ответы на них, и вопросы из вопросов и ответы на них. Я знала, что отсутствие публикаций не играет мне на руку, но теперь не собиралась молча кивать и с печальным лицом уходить. «Всему можно научиться. И если мне придётся сесть и научиться писать как журналист, научиться пользоваться другими литературными стилями и приёмами, то я смогу это сделать!» — так я решила. И все дни до собеседования я пребывала в настоящем ужасе. У меня тряслись колени, иногда меня подташнивало — такой мандраж я ловила, стоило подумать, что меня примут.
Да, я не боялась неудач, они уже были. Я боялась, что всё получится.
В моей голове крутился десяток причин, почему я не справлюсь: «Я никогда раньше не писала статьи», «Я никогда не брала интервью», «Я не очень хорошо умею задавать людям вопросы и вообще не особо интересуюсь жизнью других людей», «У меня нет знакомых фотографов и иллюстраторов», «Я не смогу генерировать много хороших идей», «Мои тексты будут слабыми и не подойдут журналу» и так далее.
В итоге именно этот страх подсказал, что я на верном пути. Раз мне приходится буквально переступить через себя, выйти, как это сейчас называют, из зоны комфорта, значит, грядут перемены.
Так и случилось. И одна за другой я избавилась от всех причин, что мешали двигаться вперёд в этом направлении. Я всё ещё учусь писать и составлять вопросы для интервью, я изучаю другие статьи и стараюсь оценивать их с точки зрения писателя, а не читателя. Я уже держала в руках журнал со своими первыми публикациями, и это наполняет меня энергией и вдохновением для дальнейшей работы. Это моё доказательство для самой себя, что даже кажущиеся невозможными мечты могут быть исполнены, если набраться смелости и сделать шаг им навстречу.
«Снова мечтать…»
Когда у человека есть мечта, цель, он строит планы, рассчитывает время и возможности для её достижения, ищет обходные пути. Но что, если цели нет? Если кажется, что уже давно ничего не хочется и пора мечтаний осталась в далёком прошлом?
Можно ли снова научиться мечтать?
Давайте попробуем. Для начала выбросите из головы слово «невозможно» и все его синонимы. Отбросьте любимые, въевшиеся в подкорку «нет времени», «нет денег». Для таких ситуаций существует поговорка: «Нет ничего невозможного — есть недостаток желания и воли».
Представьте себе всё, чего вы когда-либо хотели и хотите сейчас, и составьте список. Не важно, будет в нём одна позиция или несколько десятков: мы все с чего-то начинаем и зачастую с чего-то крайне малого.
Теперь у вас есть список. Попробуйте оценить, какие из ваших мечтаний наиболее осуществимы в ближайшее время. Назовём это делением по приоритетам. Затем необходимо создать план: возьмите одну мечту и займитесь ею вплотную. Подумайте, где вы можете выделить время в своём невероятно плотном графике и внесите её туда. А потом вносите снова и снова неделя за неделей, пока не достигните желаемого. Не важно, сколько потребуется времени: мечты не исполняются за просто так!
Если вы хотели когда-то научиться играть на пианино — попробуйте найти преподавателя. Вы будете заниматься раз в неделю и будете заниматься долго, однако вдруг осознаете, что умеете хоть немного играть. Вы достигните этой мечты именно в тех границах, которые сами себе поставили, ведь никто не просит вас становиться знаменитым музыкантом: то, что вы делаете, вы делаете только для себя.
Мечты позволяют нам раскрыться, самореализоваться, осознать собственные желания и собственные возможности.
Мечты это то, что заставляет нас двигаться вперёд и порой двигаться семимильными шагами по сравнению с остальными. Вам кажется, что вы стоите на месте? А вот ваши друзья считают, что вы многого добились в последнее время. Нам сложно оценить успех со своей позиции, поэтому сравнение с окружающим миром имеет смысл, главное, не увлекайтесь.
То, что вы движетесь навстречу своей мечте, не делает вас лучше других. Это лишь делает вас самим собой.
И, конечно же, не стоит забывать, что все записанные мечты являются вашими планами на будущее, тем, над чем будете работать именно вы. А это значит, что мечта о принце на белом коне поставит вас перед необходимостью самой найти принца, возможно, посадить его на коня и подвести к окнам своего дома.
Думайте о том, чего хотите достигнуть вы сами, а не чего ожидаете от других.
Это неплохая идея не только для списка мечтаний, но и для жизни в целом.
Другие статьи журнала «— ИМЕННО.» вы можете найти здесь.