События, предшествующие и сопровождавшие «крещение Руси» князем Владимиром, являются не однозначными и противоречивыми. Источники, хранящие данную информацию, ограничены панегирической литературой, скупыми сведениями житийной литературы, единичными свидетельствами иностранных авторов и несколькими летописными преданиями – и это все, чем располагает современный исследователь.
Как нам сообщает летописец «Повести временных лет» крещение Руси предваряет так называемое испытание верой. Видимо, желая, подчеркнуть, что князь, остановившись на христианстве византийской формы. Перед князем проходили потоки людей верующий, каждый из которых расхваливал сваю веру и возвышал своего бога.
После чего собранные на вече десять «славных и мудрых» мужей посетивших в различных странах и, по прибытию, рассказали князю и боярам о том, как и где, веруют люди и излагали своё мнение относительно обрядов.
Все рассказы нашедшие отражение в «Повесть временных лет», – является творчеством летописца. Но сам факт поиска новых верований является бесспорным, так же как и впечатление русских людей которые непосредственно окунались в новые религии. Нет ничего необычного, а тем более противоречивого в том, что князь языческой Руси больше внимание отводил именно внешней, обрядовой стороне той иди иной религии. Так как языческое понимание мира строиться именно на внешнем проявление религии.
Выслушав мнение бояр о предпочтительности греческому христианству, Владимир якобы спросил: «Где примем крещение?» Они отвечали: «Где тебе любо». Из этого следует что, теперь летописец должен был писать о крещении князя и его приближенных, но он начинает разговор о походе русских на Корсунь, византийский город в Крыму, и о том, как в ходе этого похода у князя появляется другой повод для крещение, но уже сугубо личный.
И этой мотивировкой была женитьба Русского князя на византийской царевне. Получалось так, что русские не стремились к принятию христианства и только лишь брак, Владимира и византийской царевны и следствием брачные обстоятельства становится поводам к крещению.Такой ракурс рассмотрение событий заставляет думать, что крещение Руси всецело принадлежит грекам.
Согласно версии летописи, Владимир, после длительной и упорной осады взявшего Корсунь, направил послов к императору Василию II и его брату-соправителю Константину IX с письмом, в котором он просил выдать их сестру ему в жёны. Услышав это, братья «впали в уныние» и послали к русским своих людей сказать, что «не пристало христианам выдавать жен за язычников, если хочешь её получить, то сначала крестись». Князь дал согласие, но медлил. Следовательно, в летописном повествовании Владимира к крещению побуждают греки, а русские как бы подаются их настоянию. Но далее произошло то, чего «льстивые» (хитрые) византийцы не предугадали: царевну доставили в Корсунь, а Владимир креститься не спешил. Неизвестно на сколько, времени это могло затянуться, если бы князь неожиданно не «разболеся очима», да так, что перестал видеть. Владимир «страшно переживал» и не знал, что делать. И посланная к нему царица сказать, если хочет излечиться, то нужно креститься. Услышав это, приказал крестить себя. Епископ же Корсунский с царевной и попами, немедленно, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрели его очи. Владимир же, ощутив свое неожиданное исцеление, прославил бога. Увидев это, многие из дружинников, крестились.
Тут же летописец совершенно неожиданно выдвигает другую причину для крещения русского князя, никак не связывая её с его женитьбой на греческой царевне. И в этой причини можно отчетливо проследить чисто языческий ход мышление русского князя, так как язычник в первую очередь ждет от своих покровителей непосредственной и жизненных благ. Именно с этой точки зрения, языческой в своей основе, русский князь познал, как мы можем судить по летописным источникам могущество христианского бога. Подобный подход не единственный в рассказе летописца о Корсунском походе киевского князя. Еще в период осады Корсуни, когда забрезжила надежда взять город, Владимир будто бы воскликнул, «Если сбудется это,— крещусь!» Перед нами чисто языческая манера обращения к богу- даю тебе, чтобы и ты мне дал.
Как было изложено выше, можно выделить три основных мотива крещения князя, в повести о взятие Корсуни: брак с царицей византийской Анной, чудотворное избавление от страшного недуга, удачная осада Корсуни. Первая причина,как будто исходит не от самого Владимира, а является всего лишь следствием его брака на Анне и инициатором является, прежде всего, греческая сторона, будучи греческого происхождения. Вторая причина, как и третья, являются сугубо личными, и опираются на языческую картину мира. Но все они характеризуют крещение Владимира как его частное, личное дело, не обусловленное общественными нуждами. Аналогичным же образом объясняет летописец и крещение дружинников Владимира, которые были поражены, чудом свершившимся на их глазах исцеления князя крестились.
Но как бы там ни было, ясно одно: идея о крещении Владимира в Корсуне в 988 году весьма неоднозначна, ибо покоится на очень непрочных основаниях. Корсунская легенда, дошедшая до нас в «Повести временных лет», требует вдумчивого и осторожного обращения. Нельзя полностью доверять летописцу и тогда, когда он повествует о крещении народа в Киеве. Его рассказ более занимательный, чем поучительный.
Крестив киевлян, Владимир поставил церковь на холме во имя святого Василия, где раньше стоял идол Перуна. В других городах начали ставить церкви, в них назначали попов, которые крестили всех людей
Список используемой литературы
1. Адрианова-Пертец В.П. Повесть временных лет - 2е изд. - СПб., 1996.
2. Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов - 1984.
4. Рыбаков Б.А. Языческое мировоззрение русского средневековья - 1974.
5. Фроянов И.Я. Загадка крещения Руси - М., 2007