Сейчас вы, конечно, уже знаете историю Quattro, системы полного привода от Audi.
Вы помните ее начало — крохотный военный автомобиль, собранный Volkswagen и названный Iltis. Вы помните, как она навсегда изменила ход развития раллийной дисциплины, то, как она зарекомендовала себя на треке, оставив далеко позади все прочие системы полного привода практически во всех категориях, и то, как все величайшие пилоты ралли пересели на Quattro.
Узнав и осознав все это, начинаешь задаваться вопросом, почему не все ездят на Quattro? А когда из кузова тягача выезжает Audi Sport Quattro, за ним выкатывается свежий RS2, затем — RS4, выглядящий так, будто готов «порвать» любого, кто приблизится к нему ближе, чем на 10 метров, начинаешь понимать, что и тебя начинает затягивать в этот загадочный омут под названием Quattro.
Если вам хочется понять, откуда берется это безумный энтузиазм в отношении Quattro, взгляните на эти автомобили: Audi Quattro Coupe, Audi Sport Quattro, Audi RS2, Audi RS4, Audi RS6 5.0 TFSI, Audi S4, Audi TT RS и Audi R8 Spyder 5.2 FSI V10.
Audi Quattro Coupe
Трудно поверить в то, что это прямолинейное боевое купе оказало такое глубокое влияние на мир. Именно его считают родоначальником, именно от него пошло все, что касается Quattro.
Audi Quattro Coupe 1980 выглядит, можно сказать, изящно, благодаря этим тонким стойкам кузова и маленьким колесам. Его турбированный рядный пятицилиндровый мотор объемом 2,1 литра производит 197 л.с. мощности и 285 Нм крутящего момента, с места до сотни он разгоняется за 7 секунд, максимальная скорость составляет 220 км/час, что вполне прилично даже по нынешним меркам, но суть в том, что этот «король» путешествий из пункта А в пункт Б по пересеченной местности на сегодняшний день сопоставим по скорости с каким-нибудь «остывающим» хетчбеком.
Рядный мотор с пятью цилиндрами запускается со знакомым нам глубоким свистом, а следующий за ним необычный «напев» странным образом успокаивает. Ожидаешь столкнуться со значительной «турбо-ямой», но из-за того, что мощность не слишком большая, она подается довольно плавно и вполне предсказуемо, сильно возрастая лишь после 3 500 оборотов. Едет машина не слишком плавно, неуклюже переваливаясь через неровности, к тому же мы обнаружили значительные крены кузова в поворотах. Как только Quattro выходит из поворота, он становится спокойным и нейтральным и ускоряется быстро и охотно. Сцепление у этой машины просто отличное, чего и следовало ожидать.
А вот что нас удивило, так это управляемость. Руль у Quattro довольно легкий и неторопливый, но при этом очень информативный. Он вибрирует и вздрагивает, на нем создается идеальное усилие, и он дает вам чувство уверенности. Где-то на пути к Audi наших дней эта великолепная черта была утрачена, и это очень печально.
Audi RS2 Avant
Именно здесь классика начинает переплетаться с современностью. RS2 компактный и прямолинейный, у него отличная обзорность за счет тонких стоек кузова, да и по качеству сборки в целом он шагнул далеко вперед по сравнению с купе Quattro. Здесь присутствуют первые черты современных прекрасных интерьеров Audi: широкие планки из углеволокна обрамляют приборную панель и двери, серебристые датчики благородно мерцают на строгой инструментальной панели.
Audi RS2 1994 — это совместный проект Quattro GmbH (отделение Audi по разработке высокопроизводительных компонентов для автомобилей) и Porsche, созданный на базе Audi 80 Avant. Porsche разработал двигатель, подвеску и тормоза, машина дорабатывалась на заводе Porsche в Цуффенхаузене. Производившийся с марта 1994 по июль 1995 года, RS2 обрел статус легенды благодаря своему 2,2-литровому турбированному рядному 5-цилиндровому мотору, изрядно модифицированному при помощи больших по размеру турбин, нового интеркулера, более агрессивных распредвалов и форсунок с большей пропускной способностью. С мощностью 315 л.с. и крутящим моментом 409 Нм, поступающим к системе полного привода на основе центрального дифференциала Torsen с электронной блокировкой заднего дифференциала, RS2 разгоняется до сотни за 4,8 секунды.
По сегодняшним меркам RS2 кажется слишком тонким, он трясется и подпрыгивает на многочисленных кочках и неровностях. Он хорош исключительно на ровной поверхности, быстрый, но неуклюжий, эффективный, но какой-то безрадостный. Двигатель — зверь, особенно после 3 500 оборотов, так что RS2 по-своему хорошо, но не о таком автомобиле мы мечтали в середине 1990-хх.
Именно здесь классика начинает переплетаться с современностью. RS2 компактный и прямолинейный, у него отличная обзорность за счет тонких стоек кузова, да и по качеству сборки в целом он шагнул далеко вперед по сравнению с купе Quattro. Здесь присутствуют первые черты современных прекрасных интерьеров Audi: широкие планки из углеволокна обрамляют приборную панель и двери, серебристые датчики благородно мерцают на строгой инструментальной панели.
Audi RS2 1994 — это совместный проект Quattro GmbH (отделение Audi по разработке высокопроизводительных компонентов для автомобилей) и Porsche, созданный на базе Audi 80 Avant. Porsche разработал двигатель, подвеску и тормоза, машина дорабатывалась на заводе Porsche в Цуффенхаузене. Производившийся с марта 1994 по июль 1995 года, RS2 обрел статус легенды благодаря своему 2,2-литровому турбированному рядному 5-цилиндровому мотору, изрядно модифицированному при помощи больших по размеру турбин, нового интеркулера, более агрессивных распредвалов и форсунок с большей пропускной способностью. С мощностью 315 л.с. и крутящим моментом 409 Нм, поступающим к системе полного привода на основе центрального дифференциала Torsen с электронной блокировкой заднего дифференциала, RS2 разгоняется до сотни за 4,8 секунды.
По сегодняшним меркам RS2 кажется слишком тонким, он трясется и подпрыгивает на многочисленных кочках и неровностях. Он хорош исключительно на ровной поверхности, быстрый, но неуклюжий, эффективный, но какой-то безрадостный. Двигатель — зверь, особенно после 3 500 оборотов, так что RS2 по-своему хорошо, но не о таком автомобиле мы мечтали в середине 1990-хх.
Audi RS4 Avant
Двенадцать лет разделяют рядный пятицилиндровый турбомотор RS2 и 4,2-литровый V8 RS4. В промежутке между ними также выпускались «горячие» Audi, но, несмотря на проворность, они были лишены изящества, несмотря на отличное качество сборки, они были чрезмерно прямолинейны. С другой стороны, этот Audi RS4 2006 года, созданный на базе среднеразмерного седана поколения В7, оказался реальной угрозой для BMW M3. Его V-образный 8-цилиндровый мотор вполне мог быть разработан в недрах подразделения М: он развивает 414 л.с. на 7 800 оборотах в минуту. Сотню RS4 разменивает за 4,8 секунды, как и Sport Quattro, но по ощущениям он быстрее. Подвеска у него — просто сказка. Это первый автомобиль из семейства Quattro, у которого распределение крутящего момента по осям составляет 50/50 и при этом может перераспределяться в соотношении 40% на переднюю ось и 60% на заднюю, чтобы сделать поведение полноприводного авто более похожим на поведение автомобиля с задним приводом. Этот RS4 также оснащался контролем крена, гидравлической системой, стабилизирующей положение кузова в повороте, которая при этом не нарушает общего баланса. Так что управлять этим автомобилем по-прежнему приятно.
RS4 довольно пластичный, хотя при этом превосходно контролирует каждый из своих 1 650 кг. Он поджарый и атлетичный, но он не подавляет дорогу, он дышит с ней в унисон. Руль немного легкий, но при этом уверенный, восьмипоршневые суппорта крепкие, а V8 в компании восхитительной шестиступенчатой коробкой передач постоянно подначивает упереться в отсечку (8 250 об/мин). Редко можно встретить автомобиль, способный полностью использовать имеющийся у него потенциал (а ведь речь идет о немаленьких 414 л.с.). А подать все это с такой легкостью и таким изяществом — вообще сродни чуду.
Audi RS6 5.0 TFSI Avant
На бумаге Audi RS6 2008 года, спроектированный, как и все модели RS, инженерами Quattro GmbH, выглядит изумительно. У него полный привод с распределением момента по осям в соотношении 40/60 (перед/зад) и 5-литровый V10 с двумя турбинами, развивающий 572 л.с. Несмотря на солидный вес — 1 985 кг, RS6 способен разогнаться с места до 100 км/ч за 4,4 секунды. Если честно, то этот автомобиль, по ощущениям, гораздо, гораздо быстрее RS4, возможно, даже быстрее R8 Spyder — настолько одномоментно и в таком объеме он выдает имеющуюся в его распоряжении тягу.
Тем не менее, это не RS4. Нет, RS6 — замечательный автомобиль, невероятный автомобиль, просто ему не хватает той легкости, которая так выгодно отличает RS4. Он является превосходным доказательством того, что полный привод, в сочетании с широченными покрышками и массивными тормозами, не знает себе равных по части скорости при любой погоде. RS6 может полностью открыть дроссельную заслонку на первой передаче и при этом не побеспокоить систему стабилизации даже на влажном покрытии, так что все 650 Нм крутящего момента в вашем полном распоряжении в любой момент, когда вам вздумается вдавить ваши внутренние органы в позвоночник. Это пугающе быстрый автомобиль, хоть и отягощенный большой массой и значительными габаритами.
Audi R8 Spyder 5.2 FSI V10
С высокооборотистым V10, расположенным в центре кузова, берущего свое начало от Lamborghini Gallardo, Audi R8 Spyder 5.2 FSI V10 вовсе не напоминает одного из семейства Quattro. И все же именно он воплощает все то, чего добивались Audi и Quattro GmbH все эти годы.
Отбросим все суперкаровую шелуху и сконцентрируемся на основном. R8 великолепен во всем. Едет он превосходно; не только лучше, чем все здесь присутствующие, он даже лучше многих среднеразмерных люксовых седанов. Руль легкий, плавный и в то же время предельно точный, он прекрасно информирует вас обо всем, происходящем на дороге. Тоннель механической трансмиссии, отделанный металлом в стиле Ferrari, восхитителен, ход рычага переключения передач легок и невероятно быстр. На невысоких скоростях R8 безупречен.
Как это чаще всего бывает, тот автомобиль, который хорош на небольшой скорости, на высокой — просто великолепен. Ради удобства езды здесь не пришлось жертвовать уровнем контроля, так что в поворотах R8 практически не кренится и остается на заданной траектории, даже если дорога пытается сбросить его. Баланс вполне типичный для автомобиля Quattro, присутствует легкая недостаточная поворачиваемость, но это лишь открывающий гамбит, а не эндшпиль. Система полного привода позволяет вам без труда справиться с недостаточной поворачиваемостью и найти золотую середину или перейти к аккуратной контролируемой избыточной поворачиваемости.
Как же быть со всей атрибутикой суперкара: с ощущением важности, динамики, абсолютного богатства? И в этом аспекте R8 на должном уровне. Посадка в нем, как и полагается, низкая, хотя и чуть более вертикальная, чем ожидаешь, впереди видишь то же, что и в других Audi, хотя все это подано по-новому. Ощущаешь себя внутри чего-то бесспорно экзотического. Интерьер R8 не такой броский, как у старых суперкаров, так что особого восхищения, когда садишься в него, не возникает, но в то же время ничто не отвлекает вас от самого важного — от управления этим великолепным автомобилем.
Шасси раскрывается не сразу (поначалу может кажется, что подвеска R8 слегка жестковата, но после опыта агрессивной езды понимаешь, что все эти умозаключения — полная чушь), зато потенциал V10 ощущается с первых же моментов. Он звучит мягче и мелодичнее, чем «лающий» Lamborghini, но при этом с гипнотизирующей непреклонностью выдает весь свой поразительный потенциал.
Только спустя несколько минут, в течение которых впитываешь все эти новые ощущения, вдруг осознаешь, что здесь еще и крыша снимается. Конечно, так еще лучше слышно чарующий голос V10, можно почувствовать, как этот могучий мотор нагревает воздух вокруг, но в плане именно ощущений мало что может сравниться Audi R8 5.2 FSI Coupe.
Audi R8 Spyder — это венец концепции Quattro, финал 30-летних исследований и доработок. Началось все с простого «железа», призванного повысить проходимость, затем идея эволюционировала в систему, обеспечивающую комфортное передвижение в любых погодных условиях, а затем перешла в разряд избранных решений для максимальной динамики на открытых трассах. Глядя на Audi R8 Spyder, Audi TT RS, Audi S4, Audi RS6 5.0 TFSI, Audi RS4, Audi RS2 и раллийный Audi Sport Quattro, а так же на оригинальный Audi Quattro, понимаешь, какой был проделан путь.