Найти тему
Подкаст "Я боюсь"

Сколько стоит сделать подкаст? Подкасты наступают!

2019 год в России стал годом подкастов. Все вокруг слушают подкасты, а в 2020 кажется, что все вокруг их делают. И это неплохо. На сегодняшний день количество контента (а тем более качественного) в подкастах куда меньше, чем в том же YouTube или Instagram. Сегодня поговорим о том, СКОЛЬКО стоит создание подкаста и что для этого нужно.

Подкаст считается недорогим в производстве делом. Наверное, если сравнивать с видеопроизводством - да. Но сегодня поговорим о реалиях. И на самом деле разбег затрат может быть колоссальный.

1. Идея и контент

Ну здесь все бесплатно. Максимальные затраты - это ваше время, которое вы будете тратить единоразово - на разработку идеи, а затем многократно - на подготовку, запись и монтаж новых выпусков.

Повторю мой любимый совет Стеллы Васильевой (блогера и одной из создательниц подкаста “Давай поговорим”): придумайте не менее 30 тем для ваших выпусков перед запуском подкаста. Это покажет глубину темы, чтобы быть уверенным, что проект проживет долго. На самом деле, очень малое количество подкастов переживают 10 выпусков. Если вы этот рубеж преодолеете, вероятность долгоиграющей истории повышается.

Итого: ± 0 рублей

Как мы придумывали идею нашего подкаста, читайте ЗДЕСЬ.

А лучше послушайте нас и подпишитесь на любой из платформ.

Продолжаем про денежки)

2. Запись

Вот тут могут начаться траты. Подкаст - аудиопродукт. Все привыкли к достаточно хорошему звуку на YouTube (и часто предъявляют претензии по этому поводу). Поэтому для подкаста хороший звук - очень важен.

НО! Многие подкастеры признаются, что добиваются хорошего звука записью на простой диктофон смартфона.

И это правда. Микрофоны айфонов и хороших смартфонов других компаний вполне могут на первое время заменить микрофон. Тогда затраты на технику будут для вас нулевыми.

Тут есть небольшой лайфхак: перед записью на смартфон нужно натянуть носок (смысл в ткани), который будет создавать барьер для звуков - как поролоновая накладка на микрофоне - и резкие звуки от звуков П или Б не будут портить вам звукозапись. Создательница подкаста “Это провал” Кристина Вазовски признается, что до сих пор заставляет гостей, с которыми она связывается удаленно, надевать носок на телефон, если у тех нет хорошей техники для записи.

Если на этом этапе вы готовы вкладывать деньги - хорошо. Даже простая петличка (подключающаяся к телефону), позволит записывать приемлемый звук.

Приведу пару примеров микрофонов для НАЧИНАЮЩИХ подкастеров:

Микрофон-петличка BOYA BY-M1 (≈1300 ₽)
Микрофон-петличка BOYA BY-M1 (≈1300 ₽)

Приемлемо отсекает внешние звуки, подключается как к смартфону, так и к камере или записывающим устройствам с разъемом mini-jack (3,5 мм). Но нужно предупредить, что если вы записываетесь один и дома, диктофон телефона запишет вам звук ЛУЧШЕ, чем эта петличка.

Наша находка (особенно, если вы пишетесь один с записью на компьютер) MAONO PODCAST MICROPHONE (≈2700 - 6000₽).
Наша находка (особенно, если вы пишетесь один с записью на компьютер) MAONO PODCAST MICROPHONE (≈2700 - 6000₽).

Это USB-микрофон, который подключается к компьютеру и дает очень приличное качество звука.

Не забывайте, что к компьютеру можно подключить только ОДИН микрофон. Если вас больше, нужны другие технические решения - звуковые карты или рекордеры.

Микрофоны Samson - один из самых популярных бюджетных микрофонов среди подкастеров -. Стоят они от 7000 до 15000 ₽.

Samson
Samson

Микрофон Audio-Technica ATR2100-USB (≈7000 ₽)

Микрофон Audio-Technica ATR2100-USB (≈7000 ₽)
Микрофон Audio-Technica ATR2100-USB (≈7000 ₽)

Неплохой микрофон, который тоже можно подключать через USB.

Еще один популярный микрофон:

Rode Procaster (≈14 000 ₽)
Rode Procaster (≈14 000 ₽)

Ну и дальше можно разгуляться)) Стоимость микрофонов варьируется от 15 000 до плюс бесконечности. Например, микрофон для профессионального радиовещания:

Electro Voice RE20 (≈55 000 ₽)
Electro Voice RE20 (≈55 000 ₽)

Итак, если вы пишетесь один - вам может быть достаточно одного микрофона. Если вам несколько, и вы решили заняться подкастами серьезно, вам потребуется оборудование для звукозаписи. Просто для примера приведу пару популярных девайсов.

Цифровая студия RODE Caster Pro (≈ 50 000 ₽)
Цифровая студия RODE Caster Pro (≈ 50 000 ₽)

Этот красивый девайс создан специально для подкастеров. Он способен на многое (но и стоит нормально)). Например, прибор может как записывать звук на отдельные дорожки, так и транслировать его на внешнее устройство (например, для прямых эфиров или для записи в компьютер). Еще у него есть функции внутренних регулировок, разные надстройки, возможность записывать звук из скайпа с подключенного девайса и даже использовать простые джинглы, которые программируются в цветные кнопки.

Другое популярное записывающее устройство, к которому можно подключать несколько микрофонов - рекордеры. Самый популярный -

Zoom H4n Pro (или H6) (≈ 15 000 - 25 000 ₽)

Zoom H4n Pro (или H6)
Zoom H4n Pro (или H6)

Мало того, что на него можно напрямую писать звук (на встроенные микрофоны), так к нему еще можно подключать до 6 микрофонов - в зависимости от модели. Запись также идет на отдельные дорожки, которые потом можно редактировать отдельно.

Еще записываться можно без своей техники - в студии.

-9

Итого: ± 0 - 100 000 рублей.

3. Монтаж

Конечно, можно выложить запись в исходном виде. Но все-таки чаще всего подкасты монтируют - вырезают лишнее, добавляют нужное, накладывают музыку и джинглы.

Профессиональные программы для монтажа звука, конечно же, платные. Это может быть подписка на Adobe Audition за 1 500 - 2000 в месяц, а может быть покупка программы.

Но для монтажа есть и куча бесплатных (вполне вменяемых) программ. Самые популярные - стандартная для iOs “GarageBand” или Audacity для Windows.

Сколько будет стоить сам монтаж - сказать трудно. Это зависит от того, будете ли вы самостоятельно монтировать выпуски (и будете ли пересчитывать потраченное время в рубли), или отдадите монтаж в руки специалистов и заплатите за работу им.

Итого: ± 0 - 15 000 рублей ЕЖЕМЕСЯЧНО.

4. Хостинг для аудиофайлов

Как и во всех пунктах, здесь есть условно бесплатный вариант и платный. Подкаст - это по сути аудиофайл, который должен где-то в сети храниться, и откуда его будут забирать ваши слушатели - через приложения для подкастов.

Существуют как бесплатные хостинги, так и платные. Бесплатные хороши тем, что бесплатны. На этом их достоинства чаще всего заканчиваются. Потому что такие платформы ненадежны, и часто дают сбои при большой нагрузке. В итоге ваши слушатели просто не могут послушать подкаст, который хранится на бесплатном сервере.

Платные могут стоить по-разному. Приведу пример только с SoundCloud, которым пользуемся мы. На эту платформу можно выложить бесплатно до 3 часов аудио. Потом придется ежемесячно отдавать деньги по подписке. Это от 9 до 16 $.

Есть подкастеры, которые выкладывают аудио на своих сайтах. Тогда цена зависит от условий хостинга сайта.

Итого: ± 0 - 2000 рублей ЕЖЕМЕСЯЧНО.

5. Продвижение

Самый сложный для расчетов пункт. Дело в том, что внутри подкастерских платформ пока нет платного продвижения. Поэтому подкасты распространяются благодаря рекомендациям слушателей. Сарафанное радио, так сказать.

Но это не мешает подкастерам давать рекламу в Google или на сайтах, продвигать свои группы в соцсетях или на YouTube.

Так что бюджет будет зависеть от выбранного канала продвижения и ваших финансовых возможностей. Будем считать, что минимум - это реклама ВКонтакте - от 2 000 рублей. А максимум - реклама в инстаграме Ольги Бузовой за миллион :D

Главное тут понимать, зачем вам реклама и окупится ли она. Потому что пока подкастырский рынок хоть и развивается, но серьезных денег не приносит. Спросите у самых крупных подкастеров. Ага. Так они вам и скажут про свои заработки! ;)

Итого: ± 0 - бесконечность.

ИТОГОВЫЙ ЧЕК

Итак, мы убедились, что подкаст может не стоить вам ничего, а может - всего. Приведу три варианта итоговых чеков:

ЧЕК 1 = 0 рублей - все сам и бесплатно.

ЧЕК 2 = 9 000 рублей + ежемесячно 2000 - Купил микрофон и пишу себе.

ЧЕК 3 = 80 000 рублей + ежемесячно 15 000 - Мы тут всерьез и надолго. У нас есть деньги. Купили оборудование, нашли место для записи, выкладываем подкасты и продвигаемся.

Как у нас?

Мы всё делаем сами, за свой счет и на интересе, поэтому стараемся добиться нормального качества минимальными затратами. Но сейчас уже это не удается :)

Мы пишемся либо в студии, либо на своей площадке, купили микрофоны. Монтирую я сам в условно бесплатной программе, поэтому здесь без затрат.

Выкладываем аудио на “Soundcloud”, так что с тех пор, как у нас закончилось бесплатное место, платим за подписку 16 долларов в месяц.

Мы пробуем экспериментировать с продвижением, но пока несистемно. Так что затраты варьируются.

Оставляйте комментарии, задавайте вопросы, если вам интересно. Нам еще есть, что рассказать о подкастах, круто будет, если дадите знак, интересна ли вам эта тема.

Кирилл Пастухов

Использование материалов возможно только с активной ссылкой на эту страницу.